Динамический анализ и синтез механизмов, страница 13

Маховик выполняется в форме колеса со спицами со средним диаметром Dср  и шириной b (рис. 6.17). Предполагая, что масса обода mоб равномерно распределена по окружности среднего диаметра обода Dср, можно использовать формулу для определения момента инерции тонкого кольца

,                    (6.61)

где – масса обода, кг; ρ – плотность, кг/м3; ; ; ; .

Подставляя эти формулы в выражение (6.61), можно найти средний диаметр обода

.                                          (6.62)

Для стальных маховиков можно принять ρ = 7800 кг/м3, для чугунных – 7100 кг/м3.

Определим средний диаметр обода. Пусть ρ = 7800 кг/м3. Выберем ψb = 0,2, тогда b = 0,2Dср, h = 0,1Dср. Примем  – среднее значение по трем методам определения момента инерции маховика. Найдем средний диаметр обода

.

,

.

6.6. Определение угловой скорости звена приведения

после установки маховика

При кинематическом исследовании машины предполагалось, что главный вал вращается равномерно с угловой скоростью . В действительности угловая скорость ω главного вала является переменной величиной.

Зная момент инерции маховика, а также то положение машины, в котором ω = ωmax, либо ω = ωmin, можно определить значения угловой скорости главного вала для любых положений машины внутри периода установившегося движения.

Истинная угловая скорость вычисляется по формуле

.                            (6.63)

Последовательность выполнения работы:

1.  Пользуясь диаграммой  (см. рис. 6.14), определяем значение  для положения машины, в котором ω = ωmax, а также значения ΔT для ряда положений машины внутри периода установившегося движения. На рис. 6.11 ординаты, измеряющие величину ΔT1 на диаграммах , соответствуют абсциссам OA.

2.  Подсчитываем ряд значений Jп для тех положений машины, для которых подсчитаны ΔT в п. 6.3.6. Можно также использовать те значения Jп, которые ранее были определены при подсчете  (способ Мерцалова-Рериха) или значений  и  (способ Гутьяра).

3.  Определяем значения ω для тех же положений по формуле

, где ωi – истинная угловая скорость кривошипа в i положении; Jм – момент инерции маховика; Jп2 – приведенный момент инерции звеньев механизма в положении, соответствующем максимальной угловой скорости (в нашем случае – положение 2); Jпi – приведенный момент инерции в положении i (берем по данным табл. 6.5); ωmax – максимальная угловая скорость кривошипа, определяемая по формуле ; ΔT5 – приращение кинетической энергии всей машины, соответствующей максимальной угловой скорости кривошипа ; y5 – ордината диаграммы , соответствующая ΔT5 (ордината в  положении 5); μT – масштаб оси ординат диаграммы  (μT=3,386 Нм/мм); ΔTi – величина приращения кинетической энергии в i положении, равная ; yi – ордината диаграммы (табл. 6.5).

4. По значениям истинной угловой скорости строим диаграмму изменения угловой скорости кривошипа  за период установившегося движения в масштабе , . Вычислим угловую скорость в  положении 2.

.

Полученные результаты заносим в табл. 6.5.

Таблица 6.5

Величины угловых скоростей кривошипа

i

Jм, кг·м2

Jпmax,  кг·м2

Jпi, кг·м2

ωmax, рад/с

ΔTmax, Н·м

ΔTi, Н·м

ωi, рад/с

0-1

2

48,55

4,12

4,12

15,45

291,19

94,81

15,21

3-12

По данным табл. 6.5 построим диаграмму изменения угловой скорости (рис. 6.18).

Рис. 6.18. Диаграмма изменения угловой скорости кривошипа, μω=3,386 Нм/мм