Существуют две базовых модели интеграции клиринговой организации с биржами:
клиринговые организации создаются и функционируют в рамках так называемых «вертикалей» (silos) на базе отдельных бирж или биржевых групп (вертикальная интеграция), клиринговые организации создаются и функционируют как относительно независимые от конкретных бирж и равнодоступные инфраструктурные институты, часто обслуживающие широкий круг рынков (горизонтальная интеграция).
На практике, исходя из данных таблицы 2.1, вертикальная интеграция распространена в гораздо большей степени, чем горизонтальная: из 60 рассмотренных клиринговых организаций организационно независимыми от конкретных бирж оказались 11 (18%), тогда как 49 КО (82%) так или иначе аффилированы с биржами, а 11 из них сами являются биржами.
При совмещении функций биржи и клиринговой организации клиринговая деятельность осуществляется в рамках отдельного и, как правило, достаточно обособленного структурного подразделения (например, СМЕ Clearing в СМЕ).
Согласно ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», «клиринговая организация, совмещающая клиринговую деятельность с иными видами деятельности, обязана создать для осуществления клиринга одно или несколько отдельных структурных подразделений».
В целом, вертикальная интеграция более характерна для срочного рынка, чем для фондового, как в силу исторических причин, так и из-за особенностей конкуренции на этом рынке.
Организационные пересечения клиринга с депозитарной деятельностью менее распространены, чем с биржевой: половина из 60 рассмотренных клиринговых организаций независима от депозитариев (см. табл. 2.1). По-видимому, это в значительной степени связано с «фактором рынка» – та или иная аффилированность с депозитариями присуща в первую очередь клиринговым организациям, обслуживающим фондовый рынок, а их удельный вес, как отмечалось выше, несколько меньше по сравнению с клиринговыми организациями, работающими на срочном рынке.
В ряде случаев клиринговая организация интегрируется с биржей и с депозитарием в рамках группы, охватывающей всю цепочку «торги – клиринг – расчёты» и формирующейся, как правило, «вокруг» бирж.
Клиринговые организации могут создаваться как в форме банков (кредитных организаций), так и в форме небанковских финансовых институтов. Банковская форма облегчает управление ликвидностью, способствует повышению устойчивости клиринговой организации как объектов банковского надзора и т.д., однако в то же время может накладывать на клиринговую организацию ограничения, не всегда учитывающие специфику клиринга как их основной деятельности.
Как показывает практика, банковская форма клиринговой организации менее распространена, чем небанковская, – только 10% (6 из 60) созданы как кредитные организации, в т.ч. НКЦ, Eurex Clearing, LCH.Clearnet SA и др. (см. табл. 2.1).
Кроме того, в современных условиях потенциальные преимущества банковской формы становятся доступными и для небанковских КО – зачастую они также подлежат надзору со стороны центральных банков или подобных им органов и также могут получать ликвидность от центральных банков, например, как «системно значимые финансовые институты».
Первые предшественники современных клиринговых палат появились в Европе в 1880-х гг. Тем не менее современное разделение на вертикальную и горизонтальную системы клиринга сформировалось во времена финансовой революции 1970-х гг., когда в США были изобретены финансовые фьючерсы.
Вертикальная интеграция биржи и центрального контрагента являлась в США предпочтительной моделью для бирж сырьевых фьючерсов еще до 1970-х годов, когда две чикагские биржи – Чикагская торговая палата (CBOT) и Чикагская товарная биржа (CME) – изобрели фьючерсные биржевые контракты. Они адаптировали существовавшие проверенные методы клиринга для своих новых финансовых продуктов, и это посеяло первые семена быстрого международного распространения биржевой торговли деривативами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.