Система платежей является жизненно важной составной частью финансовой системы, она требует серьезного внимания со стороны официальных контролирующих органов. Одними из главных участников в системе клиринговых расчетов являются центральные контрагенты, которые снижают риски на рынках, устраняя опасность дефолта участников рынка, который может спровоцировать цепную реакцию. Однако, выполняя эту задачу, они аккумулируют все риски у себя и таким образом потенциально сами могут обрушить всю финансовую систему.
Этот «парадокс центрального контрагента» означает, что они критично важны для жизнеобеспечения всей системы и поэтому вызывают пристальное внимание со стороны государства и требуют жесткого регулирования. Роль последнего возрастает по мере того, как от центральных контрагентов начинают требовать, чтобы они обеспечивали снижение рисков на все большем и большем количестве финансовых рынков.
Для того чтобы стать участником центрального контрагента, потенциальные претенденты должны продемонстрировать, что они обладают достаточными финансовыми и техническими возможностями для ведения деятельности без риска неисполнения обязательств. Центральные контрагенты устанавливают жесткие требования к размеру достаточного капитала для участников клиринга, отражающие степень рискованности бизнеса, которым занимаются участники клиринга.
Торговые позиции и прочая деятельность участников клиринга также пристально отслеживаются центральным контрагентом, чтобы как можно раньше обнаружить любые изменения, которые могут негативно повлиять на способность участника клиринга выполнить свои обязательства.
В свою очередь, центральные контрагенты должны сделать свои услуги настолько привлекательными, чтобы заручиться поддержкой участников клиринга, которые конкурируют друг с другом за деньги инвесторов. Принимая на себя ответственность по закрытию сделок и по защите рынка от риска невыполнения обязательств, клиринговые палаты в то же время делают все возможное, чтобы обеспечить сохранность маржи и средств своих участников клиринга и косвенно – клиентов своих участников, лежащих в гарантийном фонде.
Но внедрение эффективной системы межбанковских расчетов (в том числе и на основе клиринга) возможно лишь при условии расширения сферы применения новейших банковских технологий и системы электронного денежного обращения, постепенно заменяющей во всем цивилизованном мире традиционное чековое обращение.
В ходе написания данной работы цель была достигнута, посредством решения сопутствующих задач, поставленных во введении к работе.
Проведенный в данном исследовании сравнительный анализ клиринговых палат экономически развитых и развивающихся стран дает четкое представление о том, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе мировой фондовый рынок будет и дальше идти по пути концентрации и консолидации биржевых торговых систем, приобретающих международный характер. Одновременно будет происходить концентрация обслуживающих структур клиринга и расчетов (central counterparties), которые будут контролироваться ведущими биржами. Будут развиваться и внебиржевые электронные торговые системы, выполняющие отдельные функции, в том числе по торговле отдельными классами финансовых инструментов. Вся инфраструктура мирового фондового рынка будет неизбежно двигаться к коммерческому функционированию (for profit).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
4. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 в ред. от 29.12.04// СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492;
5. Федеральный закон от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. ФЗ от 18.07.05 № 58-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.