Теоретические особенности клиринга .Основные направления развития клиринговых расчетов во внешней торговле, страница 6

Считается, что введённые ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» понятия «индивидуальное клиринговое обеспечение» и «коллективное клиринговое обеспечение» – как раз являются «другими способами, предусмотренными законом или договором».

Изложение систем управления рисками обычно следует функциональному принципу – начиная от определения обязательств и заканчивая дефолт-менеджментом. Такой подход представляется оправданным, поскольку именно в дефолт-менеджменте реализуется основное предназначение клиринга, а все остальные технологии могут считаться подготовкой к нему.

Дефолты, с точки зрения процедур, применяемых для их урегулирования, различаются прежде всего типом (содержанием) неисполненных обязательств и характером («глубиной») неисполнения. Так, возможно, что дефолт-менеджмент в отношении неисполненных основных обязательств будет менее «жёстким», чем при дефолте по производным обязательствам и, особенно, по маржинальному требованию.

1.3 Клиринговые палаты и их функции

Клиринговая деятельность осуществляется клиринговыми организациями, также называемыми клиринговыми палатами (clearing organizations, clearing houses), которые в современных условиях функционируют по большей части как отдельные компании, но иногда совмещают свою деятельность с биржевой и – реже – с депозитарной. По определению, данному ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», «клиринговая организация – юридическое лицо, имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности. Центральный контрагент – юридическое лицо, являющееся одной из сторон всех договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул. Клиринговой организацией или лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В настоящее время такие организации являются, как правило, и центральными контрагентами, поэтому в работе под клиринговой организацией (КО) понимается организация, осуществляющая клиринг в статусе центрального контрагента (central counterparty, ССР), а сами термины «клиринговая организация», «клиринговая палата» и «центральный контрагент» используются как синонимы, за исключением особо оговоренных случаев.

Клиринговая организация как центральный контрагент является стороной всех сделок, обязательства по которым подлежат клирингу, или «продавцом для всех покупателей и покупателем для всех продавцов».

Термин «пользователи» будет обозначать участников рынка, так или иначе охваченных клирингом – в качестве непосредственных участников клиринга, либо их клиентов.

Предшественники современных центральных контрагентов были созданы в XIX веке для нейтрализации риска невыполнения обязательств одним из участников сделки на товарных рынках. Аналогично основной задачей современных клиринговых палат стало гарантировать, что сделка с ценными бумагами или деривативами, заключенная между двумя участниками центрального контрагента, не сорвется в случае, если покупатель или продавец будут не в состоянии выполнить свои обязательства. Выступая в роли покупателя для каждого продавца и продавца для каждого покупателя, центральный контрагент обеспечивает закрытие сделки в том случае, если один из ее участников объявляет дефолт.

Торговая сделка может заключаться на бирже, на альтернативной электронной торговой площадке или между двумя партнерами на внебиржевом рынке. Юридическая передача обязательств клиринговой палате как контрагенту в двух новых сделках, где продавец продает финансовые инструменты клиринговой палате, а покупатель их у нее покупает, называется новацией.

Благодаря современным информационным технологиям сейчас в процессе клиринга с участием центрального контрагента новация происходит моментально, в момент исполнения сделки. При использовании традиционных методов, которые по-прежнему применяются для внебиржевых сделок, новация сделки регистрируется центральным контрагентом сразу после того, как была заключена первоначальная сделка и ее детали прошли процедуру сверки. Новация происходит до этапа закрытия сделки или проведения расчетов по ней — этим обычно занимается другая структура.