Теоретические особенности клиринга .Основные направления развития клиринговых расчетов во внешней торговле, страница 8

Банки или брокерские конторы, которые, будучи участниками центральных контрагентов, соглашаются предоставлять клиринговые услуги другим компаниям, служат своего рода связующим звеном между клиринговой палатой и многочисленным сообществом банков, брокерских контор и финансовых посредников — число таких клиентов у крупных ОКУ может достигать нескольких сотен. В этом случае клиенты участника клиринга могут торговать от своего имени или же действовать от лица конечных инвесторов при покупке или продаже ценных бумаг или деривативов, клиринг по сделкам с которыми осуществляется через центрального контрагента.

Из-за стремительного роста рынка финансовых фьючерсов в 1970-х гг. среди участников клиринга стали преобладать банки и инвестиционные банки — даже на товарных рынках, где они пришли на смену традиционным трейдерам и продавцам.

В начале нынешнего столетия крупными клиентами участников клиринга стали также хедж-фонды, причем в некоторых случаях по мере расширения своей деятельности они становились самостоятельными участниками клиринга. В последнее время растет роль специализированных высокочастотных трейдеров и провайдеров ликвидности как в области трейдинга, так и в качестве клиентов участников клиринга.

Участник клиринга обязан исполнить все обязательства своих клиентов в случае их дефолта. Если же эти обязательства столь высоки, что участник клиринга сам вынужден объявить дефолт, в дело вступает центральный контрагент.

Таким образом, главной функцией клиринговой палаты является оказание помощи участнику клиринга в случае его неспособности выполнить свои обязательства. Именно в силу того, что центральный контрагент управляет этими рисками, а при необходимости берет их на себя.[23,c.741]

Центральные контрагенты снижают риски на рынках, устраняя опасность дефолта участников рынка, который может спровоцировать цепную реакцию. Однако, выполняя эту задачу, они аккумулируют все риски у себя и таким образом потенциально сами могут обрушить всю финансовую систему.

Этот «парадокс центрального контрагента» означает, что они критично важны для жизнеобеспечения всей системы и поэтому вызывают пристальное внимание со стороны государства и требуют жесткого регулирования. Роль последнего возрастает по мере того, как от центральных контрагентов начинают требовать, чтобы они обеспечивали снижение рисков на все большем и большем количестве финансовых рынков.

2. Анализ практики и перспективы клиринговых расчетов в международной торговле

2.1 Клиринговые расчеты в развитых и развивающихся странах

Мировые клиринговые организации различаются в первую очередь по диверсификации: есть клиринговые организации, специализирующиеся на обслуживании клиринговых расчетов одного вида рынка – срочного или фондового («монорыночные»), и есть клиринговые организации, обслуживающие клиринговые расчеты сразу несколько видов рынка(«универсальные»), что, однако не означает проведение ими проведение единого клиринга по таким рынкам.        

Сведения о 60 клиринговых организациях – центральных контрагентах в 26 странах, приведенных в приложении 3, адекватно отражают мировой клиринговый масштаб.

Как уже отмечалось, клиринговая деятельность занимает место между торговлей и расчётами. При этом функциональное взаимодействие клиринговых систем с торговыми и расчётными может сопровождаться или не сопровождаться организационной интеграцией клиринговой организации с биржами, депозитариями и банками (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1

Интеграция мировых клиринговых организаций с биржами, депозитариями и банками

Степень интеграции клиринговой организации

Объект интеграции

биржи

депозитарии

банки

кол-во КО

%

кол-во КО

%

кол-во КО

%

Совмещение

11

18

7

12

6

10

Принадлежность к группе

38

64

23

38

Независимость

11

18

30

50

54

90

Итого:

60

100

60

100

60

100