Банки или брокерские конторы, которые, будучи участниками центральных контрагентов, соглашаются предоставлять клиринговые услуги другим компаниям, служат своего рода связующим звеном между клиринговой палатой и многочисленным сообществом банков, брокерских контор и финансовых посредников — число таких клиентов у крупных ОКУ может достигать нескольких сотен. В этом случае клиенты участника клиринга могут торговать от своего имени или же действовать от лица конечных инвесторов при покупке или продаже ценных бумаг или деривативов, клиринг по сделкам с которыми осуществляется через центрального контрагента.
Из-за стремительного роста рынка финансовых фьючерсов в 1970-х гг. среди участников клиринга стали преобладать банки и инвестиционные банки — даже на товарных рынках, где они пришли на смену традиционным трейдерам и продавцам.
В начале нынешнего столетия крупными клиентами участников клиринга стали также хедж-фонды, причем в некоторых случаях по мере расширения своей деятельности они становились самостоятельными участниками клиринга. В последнее время растет роль специализированных высокочастотных трейдеров и провайдеров ликвидности как в области трейдинга, так и в качестве клиентов участников клиринга.
Участник клиринга обязан исполнить все обязательства своих клиентов в случае их дефолта. Если же эти обязательства столь высоки, что участник клиринга сам вынужден объявить дефолт, в дело вступает центральный контрагент.
Таким образом, главной функцией клиринговой палаты является оказание помощи участнику клиринга в случае его неспособности выполнить свои обязательства. Именно в силу того, что центральный контрагент управляет этими рисками, а при необходимости берет их на себя.[23,c.741]
Центральные контрагенты снижают риски на рынках, устраняя опасность дефолта участников рынка, который может спровоцировать цепную реакцию. Однако, выполняя эту задачу, они аккумулируют все риски у себя и таким образом потенциально сами могут обрушить всю финансовую систему.
Этот «парадокс центрального контрагента» означает, что они критично важны для жизнеобеспечения всей системы и поэтому вызывают пристальное внимание со стороны государства и требуют жесткого регулирования. Роль последнего возрастает по мере того, как от центральных контрагентов начинают требовать, чтобы они обеспечивали снижение рисков на все большем и большем количестве финансовых рынков.
2. Анализ практики и перспективы клиринговых расчетов в международной торговле
2.1 Клиринговые расчеты в развитых и развивающихся странах
Мировые клиринговые организации различаются в первую очередь по диверсификации: есть клиринговые организации, специализирующиеся на обслуживании клиринговых расчетов одного вида рынка – срочного или фондового («монорыночные»), и есть клиринговые организации, обслуживающие клиринговые расчеты сразу несколько видов рынка(«универсальные»), что, однако не означает проведение ими проведение единого клиринга по таким рынкам.
Сведения о 60 клиринговых организациях – центральных контрагентах в 26 странах, приведенных в приложении 3, адекватно отражают мировой клиринговый масштаб.
Как уже отмечалось, клиринговая деятельность занимает место между торговлей и расчётами. При этом функциональное взаимодействие клиринговых систем с торговыми и расчётными может сопровождаться или не сопровождаться организационной интеграцией клиринговой организации с биржами, депозитариями и банками (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1
Интеграция мировых клиринговых организаций с биржами, депозитариями и банками
Степень интеграции клиринговой организации |
Объект интеграции |
|||||
биржи |
депозитарии |
банки |
||||
кол-во КО |
% |
кол-во КО |
% |
кол-во КО |
% |
|
Совмещение |
11 |
18 |
7 |
12 |
6 |
10 |
Принадлежность к группе |
38 |
64 |
23 |
38 |
||
Независимость |
11 |
18 |
30 |
50 |
54 |
90 |
Итого: |
60 |
100 |
60 |
100 |
60 |
100 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.