Модель IO получила распространение на фондовых рынках Евросоюза (см. табл. 2.1). При этом услуги IO продвигаются, а нередко и инициируются не только, собственно, участвующими КО, но и соответствующими биржами (в широком смысле), для которых возможность выбора участниками клиринговой организации повышает привлекательность самого рынка.
Таблица 2.1
Interoperability на фондовых рынках Евросоюза
| 
   Клиринговая организация:  | 
 |||
| 
   Биржа или MTF  | 
  
   EuroCCP  | 
  
   LCH.Clearnet Ltd  | 
  
   SIX x-clear  | 
 
| 
   Aquis Exchange  | 
  
   ü  | 
  
   ü  | 
  
   ü  | 
 
| 
   BATS Chi-X  | 
  
   ü  | 
  
   ü  | 
  
   ü  | 
 
| 
   Burgundy  | 
  
   ü  | 
  
   ü  | 
 |
| 
   Equiduct  | 
  
   ü  | 
  
   ü  | 
  
   ü  | 
 
| 
   LSE  | 
  
   Планируется.  | 
  
   ü  | 
  
   ü  | 
 
| 
   NOMX Nordic  | 
  
   ü  | 
  
   Планируется.  | 
 |
| 
   SLS  | 
  
   ü  | 
  
   ü  | 
 |
| 
   Smartpool  | 
  
   ü  | 
  
   Планируется.  | 
 |
| 
   SWX  | 
  
   ü  | 
  
   ü  | 
 |
| 
   Turquoise  | 
  
   ü  | 
  
   ü  | 
  
   ü  | 
 
| 
   UBS MTF  | 
  
   ü  | 
  
   ü  | 
 |
IO на срочных рынках в настоящее время запрещено на законодательном уровне, прежде всего, из-за опасений повышенных рисков и фрагментации ликвидности.
В настоящее время ведётся полемика между Великобританией, отстаивающей обязательность IO на всех рынках для повышения конкуренции и снижения издержек участников (что неудивительно с учётом того, что две КО (EuroCCP и LCH.Clearnet Ltd) из трёх, участвующих в IO на фондовом рынке, — британские резиденты в настоящем или прошлом), и Германией, усматривающей в навязывании IO риск фрагментации и угрозу для финансовой стабильности (что также неудивительно с учётом того, что ни Deutsche Börse в целом, ни Eurex Clearing в частности пока не замечены ни в каком IO на фондовом рынке и достаточно избирательны к партнёрам по мостам на срочном рынке).
В соответствии с российским законодательством, иностранная клиринговая организация (как и любой иностранный институт) не может быть на российском рынке ни клиринговой организацией, ни центральным контрагентом. Следовательно, она, в рамках применительно к рассматриваемой модели, должна стать клиринговым брокером – участником клиринга в российской клиринговой организации, скорее всего, отнесённым к специальной категории (например, linked CCP).
Данная конструкция может быть реализована как по «модели членства», так и по модели P2P, в зависимости от того, будет ли российская КО передавать обеспечение иностранной клиринговой организации, а также от наличия иных условий. Представляется, что, с учётом мировой практики, модель P2P более вероятна.
Проведенное исследование дает краткое описание расчетно-клиринговой инфраструктуры как на национальном, так и на международном уровнях, уделяя особое внимание существующим связям между расчетно-клиринговыми институтами европейских стран.
Построение торговых и клиринговых мостов с мировыми биржевыми центрами может способствовать появлению новых инвесторов на российском рынке и тем самым повышению его ликвидности, а также стимулировать развитие его инфраструктуры с учетом современных трендов.
Анализ клиринговых организаций национальных финансовых рынков разных стран позволяет увидеть сохраняющиеся в силу исторических причин межстрановые различия в системе торговли, учета, клиринга и расчетов на рынке ценных бумаг и проследить новые тенденции в развитии этих систем, выражающиеся в стремлении элементов инфраструктуры рынков разных стран к объединению – как юридически, так и технологически – и созданию новых институтов, одновременно обслуживающих рынки нескольких стран по единым правилам.
Обусловленная объективными причинами тенденция к интеграции рынков ценных бумаг европейских стран, входящих в зону евро, выдвигает новые требования к учетной инфраструктуре, обслуживающей указанные рынки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.