Теоретические особенности клиринга .Основные направления развития клиринговых расчетов во внешней торговле, страница 2

-расчётные системы – системы денежных переводов (платёжные системы), переводов ценных бумаг (депозитарные системы) и товарных поставок (поставочные системы);

-клиринговые системы – системы, в рамках которых осуществляется клиринговая деятельность.

Содержание клиринга может рассматриваться одновременно с нескольких точек зрения:

с функциональной точки зрения – как последовательность технологий /бизнес-процессов, соответствующая «жизненному циклу» сделки с точки зрения управления рисками – как набор технологий, способствующих гарантированию исполнения обязательств с точки зрения специализации – как «услуги, добавляющие стоимость».

В целом, считается, что формирование централизованного клиринга происходило с конца XIX века, когда Чикагская товарная биржа CBOT впервые в 1874 г. стала гарантировать исполнение сделок с товарными фьючерсами, и до конца прошлого столетия, когда клиринг распространился на биржевые финансовые деривативы и начал экспансию (не полностью завершённую и поныне) на фондовые рынки и на внебиржевые рынки свопов и т.п. инструментов.

Примерно с середины 1990-х гг. клиринговая проблематика становится особенно актуальной:

клиринг начал осознаваться как важнейший фактор конкурентоспособности финансовых инструментов, в том числе влияющий на решения о биржевых слияниях, поглощениях и альянсах.

Клиринг стал превращаться в системно-значимый механизм, на который возлагаются большие надежды по стабилизации финансовых рынков – как биржевых, так и внебиржевых;

Под финансовыми рынками здесь и далее понимаются рынки, на которых осуществляется современная клиринговая деятельность. С точки зрения обращающихся инструментов, финансовые рынки подразделяются на спот-рынки и срочные рынки, с организационной точки зрения – на биржевые и внебиржевые рынки.

В соответствии с различными финансовыми рынками существует несколько типов, на которые подразделяется клиринг.

Банковский клиринг представляет собой безналичную систему расчётов между банками, посредником в которой является клиринговая (расчётная) палата. Данный тип клиринга основан на взаимозачёте платежей равной величины друг другу[4,c.492].

Он возможен в любой стране, которая имеет развитую банковскую инфраструктуру со множеством коммерческих банков (commercial banks). При осуществлении расчетных операций между поставщиками и покупателями с помощью перевода денежных средств с одного счета на другой возникает проблема того, что эти счета открыты в разных банках. Банковский клиринг – это система, которая позволяет уменьшить переводимую сумму средств. Все чеки переправляются в клиринговую (расчетную) палату, где происходит суммирование входящих и исходящих платежей по счетам клиентов каждого банка. В конечном итоге каждому банку необходимо только произвести платеж другому банку, если совокупные платежи его клиентов превышают совокупные ответные платежи, а также соответственно получить платеж от других банков, в случае если совокупные платежи его клиентам больше их совокупных платежей.

Эффективность клиринга определяется количеством участников взаимных зачетов и объемом операций, следовательно, самым привлекательным является клиринг через специализированные организации. Хорошая база для них – предварительное депонирование средств на счетах банков.

Валютный клиринг подразумевает расчёт между странами, основанный на взаимозачёте сумм платежей за поставленные товары или услуги, стоимость которых одинакова и исчисляется с использованием так называемой клиринговой валютой по согласованным ценам[11,c.281].

Простой клиринг подразумевает определение обязательств каждой стороны клиринга и расчеты по ценным бумагам, а также денежным средствам по каждой совершенной сделке в совокупности клиринговых обязательств.

Многосторонний клиринг – определение обязательств каждой стороны клиринга и расчеты по ценным бумагам, а также денежным средствам ведется сразу по всем сделкам в совокупности обязательств по клирингу.