Таблица 10. Расчет крутящего момента
Рис.11 Эпюра погонного крутящего момента
Рис. 12 Эпюра крутящего момента
Для определения погонных касательных усилий, возникающих при свободном кручении крыла, имеем следующую систему уравнений
,
,
,
, где - относительный угол закручивания сечения крыла;
- удвоенная площадь i-го контура;
- высота j-ой стенки лонжерона;
- редуцированная толщина j-ой стенки лонжерона.
Решая эту систему, получаем
, , , .
Зная значения погонных касательных сил построим их эпюру – Рис.13
Суммарные значения касательных усилий в сечении крыла получим, складывая ранее найденные касательные усилия от простого изгиба с усилиями от кручения
.
Эпюра суммарных усилий представлена на Рис.14.
Результаты расчета сведены в таблицу 11.
Таблица 11. Касательные усилия от кручения крыла и результирующие усилия
Рис.13 Касательные силы при свободном кручении крыла
Рис. 14 Результирующие касательные силы от изгиба и кручения
Прочность силовых элементов сечения крыла определяется условиями прочности или коэффициентами избытка прочности . Величина этих коэффициентов должна быть не меньше 1. Обычно -1... 1.2.
Для элементов конструкции крыла, работающих на растяжение и сжатие при изгибе, величина коэффициентов избытка прочности определяется по формуле
, где - разрушающее напряжение для таких элементов конструкции, как пояс лонжерона, стрингер, панель обшивки;
- нормальные напряжения, действующие в i-ом элементе кострукции.
Для стрингеров в растянутой зоне , где - условный предел текучести для материала стрингера. Для Д16Т .
Тогда .
Для стрингеров в сжатой зоне , где k - коэффициент, зависящий от вида нагрузки, условий закрепления и геометрии сечения.
При соотношении сторон, принимаем k = 4;
E - модуль упругости материала. Для материала Д16Т ;
Для профиля ПР102 , . Тогда
.
Т.к.потеря устойчивости происходит за пределом пропорциональности, необходимо произвести пересчет по формуле
, где .
В результате получим
, .
Для элементов крыла, работающих в условиях сдвига при изгибе и кручении крыла, величина находится по формуле
, где - величина разрушающего напряжения для таких элементов конструкции крыла, как панель обшивки, стенки лонжерона;
- касательные напряжения, величина которых определяется как .
Для обшивки верхней панели крыла, работающей на сжатие и сдвиг
, , , где для ;
.
Для обшивки нижней панели крыла, работающей на растяжение и сдвиг
, .
Для стенок лонжеронов, работающих в условиях сдвига
, где b - наименьший размер пластины – расстояние между подкрепляющими стойками
;
- толщина стенок лонжеронов .
Для стенок первого и второго лонжеронов
.
Для стенки третьего лонжерона
, , .
В стенках действуют касательные напряжения
, , .
Тогда коэффициенты избытка прочности для стенок лонжеронов
, , .
Результаты расчетов сведены в таблицу 12.
Таблица 12. Оценка прочности элементов конструкции крыла
Таблица 12 (Продолжение)
Таблица 12 (Продолжение)
Исходными данными являются посадочная и взлетная масса самолета, взлетная и посадочная скорости, схема размещения шасси на самолете и расположения амортизатора на стойке. Т.к. данные о посадочной скорости отсутствуют, примем
, , .
Посадочная скорость .
На самолете применена пятиопорная схема шасси с носовой вспомогательной опорой. Амортизаторы телескопического типа. Т.к. самолет тяжелый стойки выполнены с тележками. На тележке две оси. На каждой полуоси размещено два колеса. Таким образом, на каждой стойке имеется восемь колес.
Будем производить расчет одной главной опоры.
Колеса подбираются по каталогу. Выберем тип колеса – пневматики высокого давления с профилем арочного типа.
Подбор размера колеса ведется по стояночной и взлетной нагрузкам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.