Таблица 10. Расчет крутящего момента
Рис.11 Эпюра погонного крутящего момента
Рис. 12 Эпюра крутящего момента
Для определения погонных касательных усилий, возникающих при свободном кручении крыла, имеем следующую систему уравнений
,
,
,
, где
- относительный
угол закручивания сечения крыла;
- удвоенная
площадь i-го контура;
- высота
j-ой стенки лонжерона;
- редуцированная
толщина j-ой стенки лонжерона.
Решая эту систему, получаем
,
,
,
.
Зная значения погонных касательных сил построим их эпюру – Рис.13
Суммарные значения касательных усилий в сечении крыла
получим, складывая ранее найденные касательные усилия от простого изгиба с
усилиями от кручения
.
Эпюра суммарных усилий представлена на Рис.14.
Результаты расчета сведены в таблицу 11.
Таблица 11. Касательные усилия от кручения крыла и результирующие усилия
Рис.13 Касательные силы при свободном кручении крыла
Рис. 14 Результирующие касательные силы от изгиба и кручения
Прочность силовых элементов сечения крыла определяется
условиями прочности или коэффициентами избытка прочности . Величина
этих коэффициентов должна быть не меньше 1. Обычно
-1... 1.2.
Для элементов конструкции крыла, работающих на растяжение и сжатие при изгибе, величина коэффициентов избытка прочности определяется по формуле
, где
- разрушающее
напряжение для таких элементов конструкции, как пояс лонжерона, стрингер, панель обшивки;
- нормальные
напряжения, действующие в i-ом элементе кострукции.
Для стрингеров в растянутой зоне , где
- условный
предел текучести для материала стрингера. Для Д16Т
.
Тогда .
Для стрингеров в сжатой зоне , где k - коэффициент,
зависящий от вида нагрузки, условий закрепления и геометрии сечения.
При соотношении сторон,
принимаем k = 4;
E - модуль упругости
материала. Для материала Д16Т ;
Для профиля ПР102 ,
. Тогда
.
Т.к.потеря устойчивости происходит за пределом пропорциональности, необходимо произвести пересчет по формуле
, где
.
В результате получим
,
.
Для элементов крыла, работающих в условиях сдвига при изгибе
и кручении крыла, величина находится
по формуле
, где
- величина
разрушающего напряжения для таких элементов конструкции крыла, как панель обшивки, стенки лонжерона;
- касательные
напряжения, величина которых определяется как
.
Для обшивки верхней панели крыла, работающей на сжатие и сдвиг
,
,
, где
для
;
.
Для обшивки нижней панели крыла, работающей на растяжение и сдвиг
,
.
Для стенок лонжеронов, работающих в условиях сдвига
, где b - наименьший размер
пластины – расстояние между подкрепляющими стойками
;
-
толщина стенок лонжеронов
.
Для стенок первого и второго лонжеронов
.
Для стенки третьего лонжерона
,
,
.
В стенках действуют касательные напряжения
,
,
.
Тогда коэффициенты избытка прочности для стенок лонжеронов
,
,
.
Результаты расчетов сведены в таблицу 12.
Таблица 12. Оценка прочности элементов конструкции крыла
Таблица 12 (Продолжение)
Таблица 12 (Продолжение)
Исходными данными являются посадочная и взлетная масса самолета, взлетная и посадочная скорости, схема размещения шасси на самолете и расположения амортизатора на стойке. Т.к. данные о посадочной скорости отсутствуют, примем
,
,
.
Посадочная скорость .
На самолете применена пятиопорная схема шасси с носовой вспомогательной опорой. Амортизаторы телескопического типа. Т.к. самолет тяжелый стойки выполнены с тележками. На тележке две оси. На каждой полуоси размещено два колеса. Таким образом, на каждой стойке имеется восемь колес.
Будем производить расчет одной главной опоры.
Колеса подбираются по каталогу. Выберем тип колеса – пневматики высокого давления с профилем арочного типа.
Подбор размера колеса ведется по стояночной и взлетной нагрузкам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.