Требования к выполнению курсовых работ
1. Психологическое исследование проводится с целью:
- описания характеристик психического явления;
- выявления взаимосвязей психических явлений;
- изучения возрастной динамики явления;
- описания нового феномена, эффекта;
- открытия новой (другой) природы явления;
- создания методики;
- адаптации психодиагностической методики.
В соответствии с методическими рекомендациями УМО вузов Российской федерации по педагогическому образованию в данной области научного изыскания можно вести поиск:
- наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития;
- психологической реабилитации воспитанников;
- умножения творческого потенциала детей, условий их самореализации;
- базовых позиций для индивидуально и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.
Содержательный и тематический анализ подготовленных студентами дипломных работ, выполняемых под руководством преподавателей кафедры психологии детства ПИ БГУ, позволяет следующим образом сгруппировать их тематику:
1. Изучение особенностей развития и формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности, общения и личности детей младенческого, раннего, младшего школьного, подросткового возраста, взаимодействия и общения с воспитателями, учителями, родителями и сверстниками; вопросы социально-психологической адаптации и дезадаптации, социализации воспитанников. Это достаточно широкий и разносторонний блок психологических исследований. Студенту отделения ПМНО необходимо помнить, что при изучении психологических особенностей, характерных для подросткового возраста, можно выйти за рамки государственного стандарта специальности, если не связывать их с особенностями младшего школьного возраста. То же самое можно рекомендовать студентам отделения «Дошкольная педагогика, психология»: при изучении возрастных особенностей младшего школьника нужно проводить взаимосвязи с дошкольным возрастом.
2. Психологическое исследование особенностей развития качеств, свойств личности будущих специалистов в области образования и воспитания, их профессиональная деформация. Например, это изучение становления профессионального самоопределения, самопознания, саморазвития студентов, социально-психологической адаптации первокурсников, мотивации учебно-профессиональной деятельности и т. д.
3. Разработка проблем в области практической психологии образования: психологической поддержки, психолого – педагогического сопровождения в условиях ДОУ, начальной и средней школы. Это может быть проблема развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности, деятельности, межличностного взаимодействия и общения детей, психокоррекция тех или иных сторон психического развития воспитанников, разработка вопросов первичной, вторичной и третичной психопрофилактики, направленной на создание наиболее благоприятных условий для развития дошкольников, младших школьников и предупреждение возникающих при этом временных трудностей и проблем.
4. Изучение особенностей формирования, развития и укрепления психического и психологического здоровья детей. Данная тематика является одной из актуальнейших.
Тематика курсовых работ, выполняемых на кафедре психологии детства, не ограничивается данным перечнем тем. Студент может выбрать любую проблему в рамках требований, выдвигаемых УМО по педагогическим специальностям. Фельдштейн Д. И. (2003) в своей статье «Направления развития психологических исследований в образовании» выделяет следующие актуальные темы психологических исследований:
1. Раскрытие новых характеристик сознания, самосознания, мышления, памяти, мотивационно-потребностной сферы людей разных возрастов в условиях антропогенной цивилизации, неосферного, психогенного общества. Это обусловлено высокой динамичностью происходящих культурных, социально-экономических процессов, выходом на историческую арену новых субъектов, объективным повышением активности человека, его более глубокой рефлексией, перестройкой ментальности, сменой ценностей, появлением новых потребностей, включением индивидов в открытое всемирное пространство, в том числе и через Интернет, что изменяет характер, общение, деятельность, сознание, мышление, речь.
2. Определение возможностей научного обеспечения системы образования: преодоление учебной перегрузки школьников, сохранение их психического и физического здоровья, помощь в выборе жизненного пути. Для этого необходимо выстраивание личностно-ориентированной модели образовательного процесса, направленных на саморазвитие учащихся как подлинных субъектов образования, активизацию их инициативы, творческих начал.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.