Психологическое исследование. Изучение особенностей формирования, развития и укрепления психического и психологического здоровья детей, страница 9

4. В тексте курсовой работы не должны встречаться выражения в первом лице («я считаю, я думаю, я обосновываю). Желательно использование таких сочетаний, как «мы считаем, мы обосновали, мы вывели, по мнению автора, на наш взгляд, можно предположить». Данные обороты также следует употреблять и на защите курсовой работы.                                                      

В тексте курсовой работы нужно вносить указания на библиографию в виде сносок, количество которых должно быть достаточным.

Сноска – это способ связи основного текста исследования с описанием источника. Иногда на один параграф приходится всего 2-3 сноски, чего явно недостаточно. Или же сноски без указания инициалов и фамилии автора могут встречаться в конце отдельных предложений или целого абзаца, что можно интерпретировать как механическое включение отдельных содержательных частей из первоисточника в текст дипломной работы. Любая упоминаемая фамилия в тексте (имя и отчество должны предшествовать фамилии) должна подкрепляться сноской. Сноски должны быть единообразными. Например, варианты оформления сносок могут быть следующими:

·  Номер источника, указанный в библиографическом списке, в основном тексте берется в квадратные скобки. Например, Г.Н. Андреева [5];

·  Указывается год издания источника – [Г. Н. Андреева, 1980]. Данную сноску можно использовать, если в библиографическом списке имеется несколько работ Г. Н. Андреевой разных годов издания.

·  При указании в основном тексте на страницу первоисточника последняя также заключается в скобки. Например, [5, 45].

Из всех предложенных вариантов студенту следует выбрать один и придерживаться его на протяжении всего текста дипломной работы.

Если для  большей убедительности или же в качестве примера, подтверждающего мысли автора выпускной работы, используются отдельные выдержки и изречения, цитаты из первоисточника (ссылки), то они берутся в кавычки, и только затем идет сноска с указанием номера научного труда в библиографическом списке и страницы. В данном случае речь идет о внутритекстовой ссылке, являющейся неразрывной частью основного текста. Например:

О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, анализируя основные характеристики  дошкольников, пишут, что в данном возрасте «…ядром умственного развития в узком смысле слова является развитие умственных способностей ... В развитии же ребенка-дошкольника особую роль играют образные средства познания и саморегуляция» [7, 68-69].

Где:

7 – номер первоисточника в библиографическом списке, 68-69 – номера страниц.

Или:

Причины, обуславливающие школьную дезадаптацию  учащихся начальных классов, характеризуются в книге Л. А. Ясюковой «Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников» [СПб., 2003] следующим образом: «Наша многолетняя практическая работа в школе показывает, что осложнения при обучении являются следствием интеллектуальной дисгармоничности в целом нормально развитого ребенка, при которой в процессе обучения  в школе может происходить торможение формирования высших форм мышления. Эмоционально-личностные отклонения в его развитии обычно бывают вторичны, представляют собой реакцию ребенка на удачи и трудности в учебе, на критику со стороны родителей и педагогов» [С.9]. В данном случае основное заглавие первоисточника пишется в кавычках, знак точка и тире можно заменять точкой, место издания может не указываться (в этом случае после указания места издания после запятой следует год издания), в конце цитаты указывается страница.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному документу, то ссылку следует начинать словами: «Цит. по:» или «Цит. по кн.:», или «Цит. по ст.:». Например:

Цит. по кн.: Е. А. Медведева и др. Основы артпедагогики и артерапии. – М., 2002. – С. 127.