Психологическое исследование. Изучение особенностей формирования, развития и укрепления психического и психологического здоровья детей, страница 12

В тексте, под таблицей (рисунком) приводится количественно-качественный анализ данных по вертикали и горизонтали. Выявляются сходство и отличия, и на основе этого формулируется вывод. Это требование является обязательным, иногда студент предполагает, что наличие таблицы в силу наглядной представленности данных исключает необходимость их анализа. Но такая позиция является неверной, так как важными являются точка зрения,  аргументация и объяснения автора сущности и детерминации изучаемых явлений. Разные исследователи в одной и той же таблице (на рисунке) могут увидеть и выделить совершенно разные характеристики данных и дать им различную интерпретацию.

Если в тексте даются ссылки на таблицы, то они должны быть косвенные, например:

Анализ данных констатирующего эксперимента показывает, что в контрольной группе количество испытуемых, показавших высокий уровень развития творческого мышления, значимо больше, чем в экспериментальной (табл.1).

Рекомендации по составлению количественно- качественной интерпретации результатов эксперимента

Особое значение при описании и количественно-качественной интерпретации результатов исследования придается самостоятельности и зрелости рассуждений по проблеме исследования. Для качественного выполнения второй главы курсовой работы также следует избегать описательности. Очень часто при представлении данных констатирующего эксперимента студент без раскрытия и обоснования основных параметров изучаемых явлений, без их обобщения и установления причинно-следственных связей дает описание методик и далее результатов их выполнения испытуемыми. Например, на основе общего подсчета баллов, набранных детьми при выполнении той или иной методики, определяет-•ся уровень развития исследуемого свойства (высокий, средний, низкий) и количественное распределение испытуемых по данным уровням, что приводит к 'преобладанию только количественного анализа. При этом отсутствует качественная характеристика выделенных уровней. Все это приводит к потере научности и опосредованности, так как важным является не то, как дети выполнили задания по тем или иным методикам, а то какими особенностями, взаимосвязями характеризуются явления и их параметры, для изучения которых были использованы конкретные приемы и способы (методики). Нужно помнить, что метод -путь, способ познания, добывания новых знаний, а методика - прием познания изучаемых явлений.

Экспериментальную констатацию фактов необходимо заканчивать качественной корреляцией переменных (при необходимости и статистически обоснованной). Например, надо установить взаимосвязь между особенностями самооценки и социометрического статуса и уровнем личностной тревожности; установить взаимосвязь между степенью сформированности умения учащихся решать текстовые задачи и уровнем развития творческого мышления. Все это можно представить также в виде таблиц и рисунков. В целом, желательно соблюдать динамическое равновесие между количественным и качественным анализом, так как определенному количеству всегда соответствует определенное качество и наоборот.

При интерпретации результатов эксперимента в потоке количественных данных и обобщенном анализе качественных уровней проявления изучаемых явлений теряются конкретные личности испытуемых. Поэтому желательно в тексте курсовой работы приводить примеры о том. как дети работали с экспериментальными методиками, как они вели себя в ходе эксперимента, как изменялось   их   поведение,    возникал    ли   интерес, какие проявлялись при этом личностные характеристики, как преодолевались трудности и что их вызывало.

Таким образом, при раскрытии содержания основной части курсовой студент должен проявить самостоятельность в рассуждениях, аналитичность и синтетичность в формулировании выводов, умение анализировать и обобщать, аргументировать,

В заключении курсовой работы нужно отразить степень реализации поставленных задач исследования и, самое главное, представить результат (который во введении был сформулирован как цель исследования), т.е. сделать определенные выводы.

Библиографический список должен содержать не менее 30 первоисточников, из которых одна треть должна состоять из новой литературы, год издания шторой не позднее 5 последних лет. Библиографию необходимо оформить в соответствии с ГОСТом по алфавитному порядку (по алфавиту фамилий авторов или первого слова заглавий книг или статей, если автор не указан).