Психологическое исследование. Изучение особенностей формирования, развития и укрепления психического и психологического здоровья детей, страница 6

Таким образом, правильное описание объекта и предмета исследования задает содержательные рамки дипломной работы и не позволяет уйти в плоскость изучения других явлений.

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования – это предположение о том, каким образом можно разрешить проблему научного изыскания и реализовать цель дипломной работы, это положение которое требует доказательства и установления закономерной (причинной) связи исследуемых явлений. Гипотеза формулируется на основе теоретического анализа степени разработанности проблемы. Формулировка гипотезы вызывает особые трудности у студентов. Гипотеза – это конкретный способ решения поставленной проблемы исследования.

Одной из распространенных ошибок при формулировке гипотезы исследования является то, что на проверку выносятся обобщенные и  общеизвестные моменты, не требующие доказательства, представляющие собой аксиому, например:

Теоретический анализ проблемы исследования позволяет сформулировать следующую гипотезу: у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, наблюдаются искажения в формировании коммуникативной функции речи, обусловленные социальной депривацией, дефицитом и нарушением общения детей-сирот со взрослыми и сверстниками.

Гипотеза содержит предположение о причинно-следственной обусловленности явлений на уровне их констатации, т.е. студентка на основе теоретического анализа проблемы исследования сформулировала идею о том, какими могут быть нарушения коммуникативной функции речи (КФР) и чем они могут быть обусловлены (в курсовой работе эта мысль подтверждается данными констатирующего эксперимента).

Таким образом, защита курсовой работы, ход и логика исследования зависят от четкой формулировки гипотезы.

Задачи исследования

Задачи исследования определяются проблемой и гипотезой курсовой работы. Следует стремиться к тому, чтобы формулировка задач научного изыскания раскрывала поставленную цель, т.е. цель конкретизируется в задачах. Разрешение каждой задачи способствует реализации цели курсового проекта.

Задачи можно формулировать как в предикативной (определить …, изучить …, обосновать …, дать интерпретацию …, проанализировать …), так и в номинативной форме (определение …, обоснование …, анализ …, проведение …). Например:

1.  Дать анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2.  На основе теоретического анализа проблемы исследования определить параметры и методику исследования страхов в младшем школьном возрасте.

3.  Экспериментально выявить особенности и критерии проявления страхов у младших школьников и дать количественно-качественную интерпретацию полученных результатов.

4.  разработать рекомендации по преодолению страхов у младших школьников.

Или задачи могут быть сформулированы в номинативной форме:

1.  Теоретический анализ проблемы развития коммуникативной функции (КФР) детей-сирот дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

2.  Определение параметров и методов экспериментального изучения КФР  у воспитанников.

3.  Опытно-экспериментальное исследование особенностей и формирование коммуникативной функции речи у детей-сирот дошкольного возраста.

Теоретико-методологические предпосылки (или основы) исследования – концепции, теории, положения конкретнонаучного характера, которые легли в основу дипломной работы. Возможно использование следующих выражений: «исследования опиралось на концепцию о…», «методологической базой исследования послужили работы А. И. Захарова о …». Необходимо указать конкретные теории и концепции или основные положения научных трудов тех или иных ученых. Например, «теоретико-методологическими основами исследования являются:

- идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей;

- теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;

- теория учебной деятельности Д. Б. Эльконина».