Психологическое исследование. Изучение особенностей формирования, развития и укрепления психического и психологического здоровья детей, страница 5

Обоснование актуальности темы исследования направлено на  раскрытие проблемы, под которой понимается противоречие между тем, что известно и что неизвестно. Проблема, которую студент предполагает разрешить в своей работе, является основным критерием актуальности научного изыскания и определяет цель, объект, предмет, гипотезу исследования. Постановка проблемы осуществляется через раскрытие значимости темы курсовой работы посредством краткого теоретического обзора, в котором анализируется  степень разработанности проблемы, ее состояние в науке.

Проблема исследования

Проблема исследования чаще всего выражается в виде вопроса, вытекающего из найденного и теоретически обоснованного противоречия. Например:

… Таким образом, теоретический анализ проблемы исследования показывает, что возникает ряд вопросов, которые не получили достаточного освещения. Прежде всего, следует отметить тот факт, что дошкольный возраст исследован крайне неравномерно и некоторые годы жизни ребенка остаются практически не освещенными. Особо это касается возраста 5,5 – 6,5 лет, так как именно он предваряет кризис 7 лет и появление новой ситуации развития. Мало изученной остается проблема влияния личности воспитателя на формирование самосознания дошкольников (Кедярова Е.А. Самосознание дошкольников и роль воспитателя в его формировании: Авторефер. дис. … канд. психол. наук / Иркут. гос. пед. ун-т. – Иркутск, 2002. –  С. 4).

Проблема отражает тот или иной пробел в научном знании и в практической деятельности.

Цель курсовой работы

Разрешение проблемы является целью курсовой работы. Цель исследования – это конечный результат, который должен быть  отражен в заключении курсовой работы. Например:

Цель исследования – изучение структуры самосознания дошкольников 5,5 – 6,5 лет и роли воспитателя в процессе его формирования.

ИЛИ:

Цель исследования – изучить структуру самосознания дошкольников 5,6-6,5 лет и роли воспитателя в процессе его формирования.

Объект предмет исследования

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения (Кузин Ф.А.,1998).

Предмет исследования находится в границах объекта, это часть объекта; это то, на что направлено исследование (предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой познается целостный объект) (Кузин Ф.А.,1998). Предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное.

Объект исследования – процесс нравственно-этического воспитания дошкольников и младших школьников. Предмет исследования – содержание, методы, формы осуществления преемственности воспитания этической культуры у старших дошкольников и младших школьников на опыте и традициях народной педагогики бурят.

Или:

Объект исследования – процесс личностного развития дошкольников. Предмет исследования – самосознание дошкольников 5,5 – 6,5 лет и роль воспитателя в его формировании.

В курсовой работе объект исследования по своему содержанию не отличается от формулировок, принятых в диссертационных исследованиях. Что же касается предмета, то он может значительно сужаться, иногда достигая уровня конкретных условий организации процесса, изучения того или иного явления (т.е. объекта).

Одной из основных ошибок студентов при определении объекта является следующее:

А) Студент пишет, что «Объектом исследования являются дети дошкольного/или учащиеся младшего школьного возраста». В равной степени дети дошкольного возраста, школьники, студенты не могут быть объектом исследования, поскольку объектом являются процессы и явления психологического, педагогического, психолого-педагогического характера. Учащиеся или дети того или иного возраста, студенты – это субъекты исследования.

Б) При выделении из объекта исследования его предмета ошибкой является переход предмета за рамки объекта. Нужно помнить, что объект и предмет соотносятся между собой как общее (объект) и частное (предмет).