Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 5

Слово «информация» в переводе с латинского означает осведомление, сообщение, разъяснение по поводу фактов и событий. Она возникает в процессе хозяйственно-экономической деятельности производственной системы и существует в виде отчетов, письменных и устных докладов и распоряжений, всевозможных сообщений на совещаниях, в индивидуальных беседах, деловой переписке, в поступающих инструкциях, литературных источниках и т. д. Информация передается знаковыми системами.
      В системах управления знаками могут быть многочисленные экономические показатели, различные термины, данные, зафиксированные в документах и сообщениях а также чертежи, графики, рисунки и другие способы представления графической информации.
      Возникновение сложных производственных систем связано с созданием информационного обеспечения управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0 - 80 информационное обеспечение системы управления предприятиями и производственными объединениями заключается в организации целенаправленных массивов информации и информационных потоков , а также в сборе, хранении, обновлении, переработке и передаче информации для анализа полученных результатов, подготовки, обоснования и принятия управленческих решений. Содержание и структура информационного обеспечения определяются объемом и содержанием принимаемых решений, потребностями Руководителей в информации и возможностями, которые представляют технические средства управления. Требования к содержанию информационного обеспечения меняются
в зависимости от уровня и типа решения (рис. 4) для информационного обеспечения управления большое значение имеет технико-экономическая информация , необходимая для организации управления в производственных системах. Она отображает ход и существо процессов в различных подсистемах производственной системы и , в свою очередь, может быть подразделена на различные подвиды.
       Структура технико-экономической информации. Технико-экономическая информация поддается измерению и определенные методики подсчета позволяют определить, сколько ее содержат различные документы, формы учета и отчетности. При решении задач и в автоматизированных системах управления оперируют количеством данных. Данными называют различные нормативные, плановые и учетные сведения, содержащиеся в документах (сводках, отчетах, нарядах, путевых листах, материальных требованиях и т. д.).. В зависимости от конкретных условий количество данных измеряют количеством  форм документов, или числом граф и строк в документах, числом показателей, символов и т. д.
       К общепринятым характеристикам технико-экономической информации относятся следующие.
       П о т о к   и н ф о р м а ц и и—это группа данных, характеризующаяся процессом движения в пространстве и времени в одном направлении и имеющая общий источник и адресат, например, данные, передаваемые из АТП — источника, в транспортное управление — адресат.
      Р е к в и з и т — наименьшая из возможных единиц технико-экономической информации. дальнейшее расчленение реквизита невозможно без уничтожения смысла сообщения. Реквизит является элементом, который в соединении с другими аналогичными элементами создает более сложные информационные совокупности.
      С о о б щ е н и е — это совокупность информации, состоящая из одного или нескольких реквизитов. Оно дает определенную количественную и качественную характеристики описываемого объекта.
      О с н о в а н и е — часть сообщения, предназначенная для количественной характеристики описываемого объекта. Оно является числовой величиной, полученной в результате измерения и вычисления. Отдельно взятые основания экономического смысла не имеют и применяются всегда в сопровождении признаков. Элементарными основаниями являются числовые разряды.
  П р и з н а к — часть сообщения, предназначенная для качественной характеристики объекта. Признаки позволяют конкретизировать сообщения и выявить их в множестве сообщений. Признак применяется всегда в сочетании с основаниями и другими признаками.
      П о к а з а т е л ь — совокупность технико-экономической информации, представляющая частный случай сообщения, имеет только одно основание с несколькими признаками, что является минимально необходимым составом для образования документа.
      Д о к у м е н т — информационное образование, содержащее - один или несколько показателей (или сообщений и показателей), удостоверенных лицом, ответственным за информацию. В письменных и печатных документах таким удостоверением являются подпись факсимиле, печать. При автоматизации обработки информации, когда документы приобретают другую физического существования, применяют специальные оды для идентификации ответственного лица.
Массив информации- это полная совокупность данных, взаимосвязанных между собой с точки зрения их обработки. Тип массива определяется содержанием информации (например , массив расстояний, массив норм времени на погрузку и выгрузку), носителем данных (например, массив на документах, перфокартах, магнитной ленте), или же его функциями при обработке данных (массив нормативных данных, массив справочных данных).
      Классификация технико-экономической информации. По направлению движения информация делится на исходную и управляющую. Исходная информация всегда направлен на от объекта к системе управления, от системы управления низшего к системе управления более высокого уровня.                                        Управляющая  информация  движется в  противоположном направлении.
      Информация в зависимости от источников поступления делится на внешнюю и внутреннюю.         В н е ш н я я   и н ф о р м а ц и я является результатом внешнего воздействия на систему управления. Она состоит из директивных указаний, плановых заданий, заявок клиентов на перевозки и т. д.
Внутренняя информация отражает ход производства на предприятии, выполнение плановых заданий, работу служб, цехов, участков, отдельных автомобилей.
По отношению к информационной системе объекта управления информацию делят на входную, выходную и промежуточную.
      В х о д н а я  и н ф о р м а ц и я в зависимости от места своего возникновения может быть внешней и внутренней. В автоматизированной системе управления транспортного управления наибольший удельный вес имеет внутренняя входная информация, т. е. данные, поступающие в систему из автотранспортных предприятий и отделов транспортного управления. Внешняя входная информация поступает из республиканских объединений, министерства и других организаций, с которыми имеет связь транспортное управление.
      В ы х о д н  у ю   и н ф о р м а ц и ю в зависимости от места ее использования делят на внутреннюю и внешнюю. Все данные, полученные в результате решения каких-либо задач и используемые подразделениями транспортного управления, образуют внутреннюю выходную информацию. Результаты решения задач, поступающие из автоматизированной системы управления в другие организации (в министерство, к клиентам и т. п.), являются внешней выходной информацией.
      П р о м е ж у т о ч н а я   и  н ф о р м а ц и я  возникает на отдельных этапах обработки данных, как результат предыдущего расчета, который используется для последующего.
Взависимости от степени преобразования различают первичную и производную информацию.