Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 24

управления в может оказаться, что эти отношения достаточно полно регламентированы действующими правовыми актами. Обнаруженные пробелы заполняют,’ разрабатывая и утверждая новые правовые акты. В нашем примере с перевозками сельскохозяйственной продукции по часовым графикам,: разработанным на ЭВМ, потребовалось разработать и утвердить дополнительный документ — «Руководство по организации централизованного управления в области (крае, автономной республике) перевозками сельскохозяйственной продукции в период уборки урожая с применением ЭВМ», утвержденное Государственным комитетом СССР по науке и технике.
В соответствии .с этим документом начальники колонн и автотранспортных прёдприятий, подвижной состав которых по решению исполкома а соответствующего Совета народных депутатов ,единен в сводный централизованный автоотряд, обязаны заключать договора о совместных централизованных перевозках сельскохозяйственной продукции.
       На основании решения соответствующего исполкома Совета народных депутатов управление перевозками сельскохозяйственных продуктов централизуется, а функции оперативного управления передаются районному центру управления перевозками ЦУП. Стороны, заключившие договор, поручают начальнику районного ЦУП ведение общих дел и оперативное руководство сводным централизованным отрядом, о чем в договорах делается соответствующая оговорка. Начальнику районного ЦУП выдают соответствующую доверенность.
      Начальник центра управления перевозками в соответствии с представленными ему полномочиями по доверенности автотранспортных предприятий, заключивших договор о совместных перевозках, заключает трехсторонние договоры на централизованную перевозку автотранспортными предприятиями сельскохозяйственной продукции из колхозов и совхозов на приемные пункты и дальнейшую перевозку продуктов переработки сельскохозяйственного сырья и отходов производства с приемных пунктов в колхозы и совхозы.
       Эти договоры заключаются за 10—15 дней до начала перевозок с государственным приемным (перерабатывающим) предприятием, расположенным в районе, где создан центр управления перевозками, в всеми колхозами и совхозами, которые имеют договора с этимприемным (перерабатывающим) предприятием независимо от их административно-территориального расположения.
       В качестве особого юридического документа утверждаются составленные с применением ЭВМ суточные планы транспортно-заготовительных работ. Эти планы приравниваются к актам государственного управления, осуществляемого местными Советами по межотраслевой координации деятельности предприятий и организаций на своей территории. Одновременно указанные планы рассматриваются и как конкретизация договоров на перевозку сельскохозяйственной продукций, заключенных между участниками транспортно-заготовительных работ по выполнению государственных планов.
       На третьем этапе создают правовые акты по организации и деятельности АСУ. Сюда относятся: акты об АСУ, отражающие специфику организации данной системы, положение о звеньях АСУ (ГВД, КВЦ, ППОИ и т. д.), службах я структурных подразделениях АСУ, а также должностные инструкции и инструкции, определяющие порядок технического, информационного и математического обеспечения конкретной АСУ.

7.2  Эргономическое обеспечение

Э р г о  но м и к а — научная дисциплина, изучающая взаимодействие машины и человека. Она основывается на достижениях техники, психологии, физиологии , гигиены и  тесно связана с социологией. Эргономика изучает функциональные возможности и особенности человека в трудовых процессах и определяет для него такие условия и организацию труда, орудия туда и микро- климат рабочей среды, которые обеспечивают необходимые удобства, высокую производительность и сохранение здоровья работающих..
       З а д а ч а  э р г о н о м и к и —-- выявление действительных, возможностей человека и машины и рациональное распределение функций в системе «человек—машина»:
При проектировании АСУ это достигается приведением в соответствие функций; - порученных человеку, его способности к индуктивному мышлению, решению незапрограммированных за- дач, адаптации организма к изменению условий работы. Машине же рекомендуется передавать операции , требующие высокой точности и скорости математических расчетов,, хранения большого количества информации, быстрой реакции на сигналы, принятия постоянно повторяющихся решений.
Эргономическое обеспечение АСУ. — это совокупность методов и средств, используемых на разных этапа ее разработки и функционирования. Эргономическое обеспечение предполагает выбор таких проектных решений, которые создают оптимальную производственную среду для человека.
Под термином «производственная среда» понимается комплекс организационно-технических и архитектурно-строительных решений, которые обеспечивают комфортные условия труда персонала КВЦ и стабильную работу оборудования. Производственная среда не оказывает прямого влияния на производственные процессы, но способствует повышению производительности труда, уменьшению утомляемости и снижению заболеваемости людей.

В здании КВЦ предусматривается наряду с рабочими помещениями комнаты для отдыха дежурных смен и операторов, пункты питания, душевые комнаты и комнаты сангигиены, гардероб и другие вспомогательные помещения. Важное значение имеет оборудование рабочих мест персонала КВЦ специальными приспособлениями и устройствами, которые механизируют или автоматизируют трудные операции, обеспечивают безопасные условия работы, создают повышенный комфорт и снижают утомляемость. Так, рабочее место инженера-экономиста, связанного с проведением большого количества счетных операций, целесообразно оборудовать двухтумбовым столом, на котором размещалась бы вычислительная машинка, комбинированный канцелярский прибор и лоток для входящих документов. С левой стороны должно быть углубление для хранения справочного материала и выдвигающаяся панель для увеличения площади стола. В верхнем ящике стола должен перемещаться ложемент для мелких канцелярских принадлежностей. Нижний ящик должен быть оборудован приспособлением для подвесного хранения папок.
      При проектировании АСУ разрабатывают и технологию работы персонала, компоновку и общие виды рабочих мест, порядок взаимодействия операторов, содержание сообщений, способы получения, сбора и представления информации.
для каждой группы персонала существуют свои эргономические задачи. Проектные и организационные решения по эргономическому обеспечению должны подтверждаться кол -личественными оценками, определяемыми на основе аналитических методов расчета, моделирования или по результатам экспериментальных исследований.
Работы по эргономическому обеспечению АСУ необходимо выполнять, используя государственные и отраслевые стандарты по эргономике и инженерной психологии, руководящие мате-. риалы по эргономическому обеспечению.