Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 2

1.2 Классификация АСУ. Краткая характеристика, содержание, перспективы развития функциональных подсистем, связанные с груз. И пассажирскими перевозками.

Научно-техническая революция дала толчок дальнейшему развитию науки об управлении. Внедрение научных достижений в практику, когда ученым приходилось решать особо сложные задачи по организации управления принципиально новыми про­изводственными процессами, дало дополнительный стимул к развитию кибернетики.      ­

Кибернетика - наука о процессах управления в сложных ди­намических системах, основывающаяся. на теоретическом фун­даменте математики и логики, а также на применении средств автоматики, особенно электронно-вычислительных , управляющих и информационно-логических машин.   

Важнейшими положениями , выдвинутыми кибернетикой, были: системность объектов управления, информационный ха­рактер процессов управления, принцип обратной связи. Самое широкое применение в кибернетике нашли методы математического описания объектов и процессов управления.

Система, подсистема, элемент. С и с т е м о й называется не­который объект, состоящий из отдельных элементов, между которыми установлены упорядоченные отношения и связи. Такой объект находится в некоторой среде, с которой он обменивается материей, энергией и информацией. Системами являются люди , машины, животные, космические объекты, социальные группы, общества и т. д. Для любой из этих систем характерны определенное внутреннее строение, внутренняя структура, своя среда и особые способы взаимодействия с ней. В соответствии с этим выделяют системы механические, биологические, социальные, экономические, производственно-хозяйственные и т. д. Несмотря на качественные различия, все эти системы имеют и ряд общих свойств. Одним из таких свойств является наличие подсистем.

П о д с и с т е м о й называют такую часть системы, которая, будучи составной ее частью, в свою очередь, является системой. Например, автомобиль, являясь системой, состоит из отдельных частей. Среди. них можно выделить такие части, как колесо , дви­гатель, систему электрооборудования. Очевидно, что каждая из них представляет собой относительно самостоятельную систему, которая выполняет определенные функции. Многие относительно самостоятельные системы в действительности являются подсисте­мами  других, более сложных системах. Так, например, автомобильный транспорт может рассматриваться как подсистема транспортной системы, в состав которой входят также железно­дорожный, трубопроводный , водный , воздушный и др. Транс­портная система, в свою очередь, является подсистемой в экономической системе общества, а экономическая - подсистемой в системе общества (рис. 1). Соотношение подсистем в сложных системах позволяет  лучше определить соподчиненность целей управления, что имеет важное значение для практики.   .

Если переход от простых подсистем к более сложным теоретически может происходить бесконечно, то обратный переход - от сложных ко все более простым имеет пределы. Если мы будем делить систему автомобиля на подсистемы, то в конечном итоге обнаружим такие его части, которые да­лее делить нецелесообразно. Например, блок цилиндров и т.д.  Такие неде­лимые с точки зрения практи­ческой целесообразности части системы называются э л е м е н т а м и.

Организация подсистем по элементам. Каждая система имеет свой определенный на­бор элементов. Соединение разрозненных элементов в оп­ределенном порядке позволяет воссоздать эту систему. На­пример, сборка автомобилей на конвейере с точки зрения теории систем - это воссозда­ние сложной системы под названием «автомобиль» из множества составляющих ее эле­ментов. При этом некоторые подсистемы, например колеса, двигатели, могут собираться на отдельных специализированных предприятиях.

Предприятие, на котором производят автомобили, также является системой, но не технической, а производственно-хозяй­ственной. Особенностью таких систем является их чрезвычайная сложность. Как правило, они состоят из четырех основных эле­ментов. Чтобы производить автомобили, необходимы люди, ма­териальные элементы (стали, оборудование, сырье, материалы, источники энергии, здания, сооружения и т. д.), финансы и ин­формация. Каждый из перечисленных элементов по своим осо­бым законам объединяется в четыре важнейшие подсистемы(рис. 2), из которых состоит любое предприятие, а подсистемы связаны с аналогичными подсистемами общества.

      П р о и з в о д с т в е н н ы й  к о л л е к т и в  является важней­шей подсистемой любой производственно-хозяйственной си­стемы. В конечном итоге именно коллектив выполняет производственно-хозяйственную ­ деятельность. Его важнейшими особенностями  являются способность проявлять в этой  деятельности инициативу, сознательность, идейную убежденность. Управление трудовыми коллективами требует от руководителей глубокого знания психологии людей, владения методами воспитательной работы, знания основ педагогики и социальной психологии.
       М а т е р и а л ь н о – т е х н и ч е с к а я   п о д с и с т е м а  в основном состоит из средств и предметов труда. К средствам труда относятся машины , регулирующие приборы, транспортные средства, инструменты. Развитие вычислительной техники позволило отнести к средствам труда системы управляющих машин и электронно-вычислительную технику.
К предметам труда относят сырье и полуфабрикаты. Основные и вспомогательные материалы, участвующие в процессе обработки, готовую продукцию до момента получения ее заказчиками, источники энергии, запасные части, тару и т. д. В финансово-экономической подсистеме важнеишимi1 элементами являются основные м оборотные средства, фонды заработной платы и экономического стимулирования, Свободные денежные средства, кредиты, ссуды и т. д.
Информационная подсистема формируется из потоков информации, обеспечивающей процессы управления на предприятии . Потоки информации могут возникать целенаправленно или самопроизвольно, быть регламентированными или нерегламентированными, внутренними и внешними для предприятия  т. д. Основным элементом этой подсистемы является информации которая существует на предприятии в различных формах (приказы и распоряжения, потоки учетной и отчетной информации методики, инструкции, технологические карты, путевые листы и товарно-транспортные накладные). Без четко налаженных потоков информации процессы производства и управления оказываются невозможными.