Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 39

12.2 технический проект

       Технический проект АСУ разрабатывается на основе утвержденного технического задания. На стадии технического проектирования системы детально прорабатываются основы построения АСУ и все проектные решения, проводятся исследования и эксперименты для выявления эффективных проектных решений.
      Результаты предпроектного обследования и предложения по совершенствованию организационной структуры управления оформляют в «Пояснительной записке» , в которой обосновывают проектные решения, дают сравнительный обзор существующей и проектируемой систем, краткую характеристику отрасли и подразделений, технико-экономические показатели их работы, производственные и информационные связи, функции управления, обоснование состава подсистем АСУ или задач управления, подлежащих автоматизации. В «Пояснительной записке» дается также краткая характеристика информационного, программного и технического обеспечения проектируемой АСУ.
       Система кодирования информации, а также информационная модель АСУ разрабатывается в виде документа «Организация информационной базы», в котором даются полная характеристика входной, выходной и нормативно-справочной информации, ее объемы, значность (количество знаков в показателе), требования по кодированию документации и показателей, описание макетов подготовки информации на машинных носителях (перфокартах, перфолентах, магнитных лентах) для ввода в ЭВМ, способы корректировки и хранения информации. Документ Организация информационной базы описывает организацию как внемашинной , так и внутримашинной информационной базы и является наиболее трудоемким при создании АСУ любого уровня.
Обоснование и расчет по выбору комплекса технических средств КТС приводятся в документе «Принципы построения КТС». Исходными данными на проектирование КТС являются:
состав автоматизированных задач; характеристика оперативной и нормативно-справочной информации, поступающей в АСУ, атакже схемы информационных связей. В этом документе дается описание основных носителей информации (документов), и машинных (перфокарты, перфоленты, магнитные ленты, магнитные диски) способов подготовки информации для ввода в ЭВМ, способов отображения и передачи информации.
       В соответствии с основными направлениями технологического процёсса преобразования информации, ее объемом, периодичностные поступления и обработки выбирают тип и количество техничёских средств. Разработка проекта КВЦ и других подразделений обработки данных является продолжением обоснования построения КТС.
       Следующий документ технического проекта — «План мероприятий по подготовке объекта к внедрению» должен содержать перечень мероприятий, обеспечивающих внедрение АСУ. В нем указываются содержание и сроки выполнения мероприятий, ответственные исполнители и формы завершения работ.
      Обязательным документом технического проекта является «Расчет экономической эффективности АСУ». В него входят: перечень факторов, которые обусловливают повышение эффективности производства; данные, необходимые для расчетов согласно принятой методике, а также сведения об источниках по лучения этихданных; обоснование выбора базы сравнения. Расчет экономической эффективности рассмотрен в гл. 13.
      Важнейшей частью технического проекта является «Постановка задач управления», в которой каждая задача оформляется отдельно и утверждается заказчиком. В этом разделе содержатся: обоснование и организационно-экономическая сущность задачи; информационное обеспечение задачи; алгоритм ее решения; контрольный пример (указывается также в составе какой подсистемы решается данная задача, для каких подразделении предназначены результаты её решения, цель решения задачи, периодичность, связи с другими задачами и подсистемами). Например, задача «Обработка информации о выполнении плана по труду по форме статистической отчетности № 1-Т (автотранспорт) решается в подсистеме планирование, учет и анализ труда и заработной платы. Результаты решения представляются в ЦСУ РСФСР, Планово-экономическое управление, республиканские объединения Минавтотранса. Цель задачи — ускорить процесс обработки отчета о выполнении плана по труду за месяц, подготовить данные для решения других задач подсистемы по анализу численности персонала, расходованию фонда заработной платы, средней заработной плате и производительности труда. Задача решается 1 раз в месяц в первый и второй месяцы квартал а.
      При решении задачи используют большое количество данных, поэтому в постановке задачи описывают все виды информации, способы ее получения, группировки и методы первичной обработки, способ ее передачи в КВЦ.
      Информационное обеспечение состоит также из характеристик входной, нормативно-справочной и выходной информаций. Информация, как правило, дается в табличной форме, содержащей код, наименование и обозначение документа, число строк в документе, число документов, используемых при одном решении задачи. Так как основным источником первичной информация в АСУ является документ, то при постановке задачи следует отразить выбор, доработку действующих первичных документов и разработку новых документов. Рекомендуется максимально использовать действующую документацию и только в крайнем случае разрабатывать новую. Следует стремиться к сокращению дублирования показателей, простоте и удобству заполнения документов. Все формы входной, нормативно-справочной и выходной информации даются в приложении к постановке задачи.
      Алгоритмизация задачи или описание последовательности действий, необходимых для ее решения - один из самых важных разделов постановки задачи. Основное требование к алгоритмизации заключается в том, чтобы описание алгоритма было простым, понятным для программистов и для других лиц. Алгоритмы решения задач должны содержать способы контроля информации.
     Определяется последовательность этапов счета, даются подробные указания о способе выполнения отдельных частей алгоритма в зависимости от хода решения.
      Для проверки правильности составления алгоритма и отладки рабочих программ составляют контрольный пример, предусматривающий все варианты решения. Контрольный пример должен содержать набор входных документов, документов НСИ, заполненных конкретными данными. Иногда в них умышленно вносят неточности для проверки способности алгоритма к выявлению и устранению ошибок.