Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 30


10.3 Внутригородские грузовые перевозки

Управление грузовыми перевозками является одной из наиболее сложных задач на автомобильном транспорте. Разнообразие перевозимых грузов, сложность связей, возникающих при перевозках, необходимость одновременного управления большим количеством транспортных единиц в условиях городов с напряженным дорожным движением обуславливают необходимость применения экономико-математических методов в ЭВМ для решения задач управления.
       Сделать работу внутригородского грузового транспорта более эффективной можно, только внедрив систему планирования работы каждого автомобиля на ЭВМ, а также создав автоматизированную систему диспетчерского управления перевозкам и, включающую планирование, регулирование, учет’ и анализ выполнения перевозок. Систематические перевозки, на которые падает примерно 80% грузооборота, можно планировать и контролировать централизованно. Централизованные перевозки грузов - это организационная система, где чёткое распределение обязанностей участников транспортного процесса (грузоотправителей, грузополучателей, и автотранспортных организаций) обеспечивает наилучшее использование подвижного состава.
Работы по диспетчерскому управлению грузовыми централизованными перевозками выполняются на двух уровнях: в автообъединениях и в централизованной диспетчерской службе (ЦДС) транспортного управления. ЦДС контролирует перевозки на наиболее важных и крупных объектах. Водители, работающие на объектах, подчиняются соответствующей службе автообъединения, а ЦДС контролирует общие количественные и качественные показатели перевозок по каждому объекту.
Для контроля за работой транспортных средств ЦДС располагает сетью автоматических датчиков сбора информации (устройства жетонного ввода УЖВ), установленных непосредственно на объектах, средствами радио- и телефонной связи, подвижными группами диспетчеров, снабженными средствами радиосвязи. Эти средства позволяют устанавливать прямую связь с объектами и со службами эксплуатации автообъединений.
       Работы по учету и анализу перевозок проводятся в автообъединениях и в ЦДС. Автообъединения обрабатывают путевые листы и товарно-транспортные накладные, по которым произво-
дятся расчеты с клиентами за выполненные перевозки. ЦДС же учитывает перевозки по объектам в тоннах и автомобилях. Этот учет проводится для контроля выполнения объемов перевозок по автообъединениям и объектам.
      Автоматизированная система управления городскими перевозками АСУ ГП предназначена для выполнения сменно-уточного плана перевозок грузов по объему, номенклатуре грузов и объемам перевозок. АСУ ГП призвана оперативно контролировать и регулировать процесс перевозки. Объектом управления является транспортный процесс как совокупность операций, связанных с перемещением грузов, т. е. прием, взвешивание, упаковка грузов, подача автомобилей к месту погрузки, погрузка, перевозка, а также выгрузка грузов.
       Основными факторами, влияющими на процесс перевозок грузов, являются: количество автомобилей, выпущенных на линию; масса перевозимого груза; количество ездок, выполненных каждым автомобилем; расстояние перевозки; время нахождения водителя в наряде; время прибытия автомобиля на контролируемый объект и убытия с него; время, затраченное на погрузочно-разгрузочные операции. Часть этих факторов учитываются в АСУ ГП при поступлении сигнала от водителя о выезде и АТП, прибытии на контролируемый объект и убытии с него. Другая часть (расстояние перевозок, масса перевозимого груза) непосредственно заложена в системе во время решения задач сменно-суточного планирования.
      Из внешней среды в систему поступают следующие данные:
табельный номер водителя, номер автотранспортного предприятия и контролируемого объекта. Эти данные поступают в систему из регистратора (устройства жетонного ввода), установленного на объекте.
     По своей структуре АСУ ГП является сложнойсистемой и состоит из следующих подсистем: ведение сменно-суточного планирования, контроль, регулирование, учет, анализ, резервирование, послеаварийное восстановление.
      Входными данными в подсистеме ведение сменно-суточного планирования являются рассчитанные ЭВМ графики движения автомобилей. Кроме того, в эту подсистему по линиям связи   диспетчера АТП поступает информация о распределении водителей по автомобилям. Результатами решения задач этой подсистемы являются сменно-суточные задания каждому водителю,. диспетчерская карта маршрут заданий, пообъектная диспетчерская карта, графики выпуска автомобилей на линию и возврата с линии. Все эти документы печатаются на АЦПУ и передаются диспетчерами ЦДС и АТП
       Информацию, поступающую в подсистему контроль, можно разбить на следующие виды: оперативные сообщения, запросы на ввод и корректировку информации. Оперативные сообщения поступают из АТП и контролируемых объектов по линиям связи и требуют немедленной обработки.
      Подсистема контроль выдает диспетчеру АТП на дисплей оперативную информацию о водителях, опаздывающих на работу, опаздывающих на линию, преждевременно возвратившихся с линии, о маршрутных заданиях водителям и т. д., а диспетчеру ЦДС на дисплей и устройство печати информацию о водителях, опаздывающих на контрольный пункт (КП), простаивающих на КП, о времени прибытия автомобилей на КП и убытия их с КП, об объемах перевозок по видам грузов, по объектам, по АТП, маршрутах-заданиях водителям по каждому объекту, по группе объектов и по всем объектам города.
      Руководство ТУ и АТП получает информацию о выезде автомобилей из АТП, объемах перевозок грузов по АТП и объектам, обеспечении объектов автомобильным транспортом и т. д.
     
В определенные моменты времени в транспортные предприятия выдаются сведения о состоянии автомобилей по каждому АТП, выполнении плана перевозок по наиболее важным объектам, выполнении плана перевозок по видам грузов по каждому АТП и в целом по городу.
      ВЦДС на световую схему города выдается оценка выполнения плана по объему перевозок по всем видам груза на каждом контролируемом объекте.
В подсистему регулирование поступают сменно-суточные планы, рассчитанные системой, сведения о резерве заявок на перевозку груза, резерве исправных автомобилей, маршруты кратчайших расстояний перевозок грузов по городу, данные о готовности грузоотправителей и грузополучателей к отправлению и приемке грузов.
      Пуск подсистемы происходит по запросу диспетчера, когда на определенных объектах не выполняется план. При изменении плана на печатающее устройство выдается скорректированное сменно-суточное задание и, если оно удовлетворяет диспетчера, то фиксируется на машинном носителе. Это новое сменно-суточное задание также передается на АТП по линиям связи, если автомобиль еще не выехал на объект, или на контролируемый объект, где он находится в данный момент. Выяснение сложившейся ситуации на контролируемом объекте, а также фиксация решения диспетчера происходят в режиме диалога.
       Выходной информацией подсистемы учет являются документы, характеризующие работу грузовых автомобилей в течение суток, а именно: сводка учета работы автомобилей, оперативный учет работы автомобилей на линии, режим работы водителей, суточный диспетчерский доклад, статистические данные транспортного процесса за сутки, статистические данные за месяц.
       На основе данных подсистемы учет работает подсистема анализ. В нее, кроме описанных данных, поступает по линиям связи из АТП информация о причинах невыполнения плана. Выходной информацией подсистемы являются документы, характеризующие причины невыполнения плана, рекомендуемые маршрут- задания, показатели работы автомобилей за сутки, показатели работы автомобилей на объектах, влияние показателей на выполнении  плана, анализ деятельности диспетчеров.
      Пуск подсистемы резервирование осуществляется при отказе в работе ЭВМ на длительное время. Функционирование этой подсистемы обеспечивает контроль за работой автомобилей на линии. Выходная информация выдается в меньшем объеме.
      При отказе в работе ЭВМ на непродолжительный период времени оперативное сообщение фиксируется диспетчером и операторами ЦДС в специальном журнале, а затем после ввода в работу ЭВМ эта информация вводится в машину с пульта дисплея или с перфоленты. Для этого предусматривается режим после аварийное восстановление. В процессе работы подсистемы послеаварийное восстановление происходит ввод оперативной информации о времени прибытия (убытия) автомобилей на контролируемые объекты. В результате восстанавливаются все
данные для перехода к нормальному функционированию системы.
       Автоматизированная система управления грузовыми перевозками является эффективным средством улучшения транспортного обслуживания предприятий. Эффект от создания А(У ГН в конечном итоге проявляется в форме дополнительной прибыли, которую получают АТП и ТУ в результате улучшения использования автомобильного транспорта.