Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 43

13.2  Экономическая эффективность АСУ

Цель внедрения АСУ - повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий и организаций, которая выражается в увеличении объемов и скоростей перевозок грузов и пассажиров, уменьшении
потерь при - перевозках грузов и снижении себестоимости перевозок.
       В соответствии с «Методикой определении экономической эффективности автоматизированных систем управления предприятиями и производственными объединениями» утвержден- нон постановлением Государственного комитета по науке и технике, Госпланом СССР и Академией наук СССР, хозрасчетными показателями экономической эффективности создания и функционирования АСУ считаются годовой прирост прибыли и расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений (срок окупаемости).
       Прибыль предприятия определяется как разность между суммой доходов от перевозок, транспортно-экспедиционных , погрузо-разгрузочных и других видов работ и услуг и суммой расходов согласно смете затрат по всем видам выполняемых работ и отчислениям на строительство дорог. Прибыль тем больше, чем больше полученные доходы и меньше расходы предприятия,
доходы предприятия при внедрении АСУ растут в результате ускорения оборачиваемости подвижного состава, увеличения объема грузовых и пассажирских перевозок, лучшего использования автомобилей. Расходы предприятия при внедрении АСУ снижаются в результате уменьшения затрат на перевозки. На них оказывают влияние также рост производительности труда водителей, экономия топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение расхода запасных частей, ремонтных материалов и электроэнергии, устранение непроизводительных потерь, сокращение административно-управленческих расходов в результате рациональной организации труда и управления.
Годовой прирост прибыли в результате внедрения АСУ это разность между суммой прибыли предприятия до и после внедрения АСУ при прочих равных условиях. Прирост прибыли по любому виду перевозок и услуг, оказываемых автотранспортным предприятием,


где Аи из—годовой объем перевозок соответственно до и после внедрения АСУ;
                П1 - прибыль от перевозок до внедрения АСУ;
                С1 и С2 — себестоимость перевозок соответственно до и после внедрения АСУ.
      
Первое слагаемое годовой прирост прибыли, полученной в результате увеличения объема перевозок, второе — годовой прирост прибыли, полученной в результате снижения себестоимости перевозок.
       Общий прирост прибыли по предприятию и транспортному управлению складывается из годового прироста прибыли, полученного по грузовым перевозкам со сдельной оплатой труда водителя, по грузовым перевозкам с почасовой оплатой труда
водителя, по маршрутным автобусным перевозкам, заказным автобусным перевозкам, таксомоторным перевозкам, а также из прибыли от сокращения непроизводительных расходов, связанных с оплатой штрафов, пени и неустоек, не входящих в себестоимость перевозок, и суммы доходов, получаемых КВЦ по договорам на выполнение работ для других организаций.
Годовой прирост прибыли :

 где Э — прирост прибыли по каждому виду перевозок и услуг.
       Внедрение автоматизированных систем управления позволяет не только получить дополнительную прибыль, но и требует единовременных затрат на ее разработку, приобретение необходимых технических средств, а также затрат на ее функционирование.
       Затраты на проектирование АСУ складываются из затрат на предпроектные и научные исследования, разработку проекта АСУ, отладку и внедрение программ, составление нормативно- справочного хозяйства, разработку и внедрение эксплуатационной документации по задачам АСУ, подготовку и переподготовку кадров. Эти затраты представляют собой фонд заработной платы, выплачиваемый разработчика м системы, стоимость используемого на отладку программ машинного времени, затраты па используемые при проектировании материалы.
       Затраты на приобретение необходимых технических средств складываются из затрат на покупку вычислительной техники, периферийных устройств, средств приема и передачи информации, вспомогательного оборудования и оргтехники с учетом затрат на транспортировку, монтаж, наладку и пуск, строительство или реконструкцию здания для вычислительного центра.
       Затраты на функционирование АСУ определяются по статьям: основная и дополнительная заработная плата персонала КВЦ и персонала, занятого на периферийном оборудовании; стоимость потребления электроэнергии; амортизация оборудования и линий связи; материалы (машинные носители информации, бумага, вспомогательные материалы и др.); текущий ремонт технических средств; накладные расходы по содержанию
КВЦ.
       С учетом этих затрат годовой экономический эффект от внедрения АСУ

Э = ЭГ  -  Ен Кд