Измерение размеров и контроль качества поверхностей деталей оптико-механическим способом, страница 6

1.  Наименование и номер механизма.

2.  Схема основного механизма.

3.  Определение степени подвижности основного механизма.

4.  Схема «заменяющего» механизма (составляется в случае, если в основном механизме имеют место пары четвёртого класса).

5.  Схема разложения механизма на группы Ассура.

6.  Указание, к какому классу по Ассуру - Артоболевскому относится исследуемый механизм.

Библиографический список

1.  Артоболевский И. И. Теория механизмов и машин. М.: Наука, 1988.

2.  Артоболевский И. И., Эдельштейн Б. В. Сборник задач по теории механизмов и машин. М.: Наука, 1975.

3.  Левитский Н. Н. Теория механизмов и машин. М.: Наука, 1990.

Лабораторная работа № 2

НАРЕЗАНИЕ И КОРРИГИРОВАНИЕ  ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Цель работы: изучение видов зубчатых передач, их назначения и способов нарезания зубьев колес. Ознакомление с методами корригирования зубчатых колес и их влиянием на геометрию зацепления и параметры зубчатых передач.

Общие теоретические сведения

1. Виды зубчатых передач. Передаточное отношение

Зубчатые передачи – самый распространенный вид передач. Они широко применяются в радиотехнике (в механизмах настройки РЭА, механизмах вращения антенн), автоматике и телемеханике (в качестве управляющих, регулирующих, контролирующих и других приборов и устройств), вычислительной технике (в передаточных механизмах приводов в АЦПУ, механизмах отвода блоков магнитных головок НМЛ, других устройствах и системах ЭВА), приборо- и машиностроении, космической технике.

Принцип действия передач основан на зацеплении зубьев зубчатых колес, установленных на осях или валах. По форме зубчатых колес и расположению валов различают:

цилиндрические прямозубые (рис. 1, а, б) и цилиндрические косозубые (рис. 1, в) передачи, оси валов которых параллельны;

конические прямозубые (рис. 1, г) и конические с круговыми зубьями (рис. 1, д) передачи, оси валов которых пересекаются под некоторым углом, чаще под углом 90 градусов;

зубчато-винтовые (рис 1, е) и червячные (рис. 1, ж) передачи, оси валов которых перекрещиваются в пространстве, чаще под углом 90 градусов. 

В червячных передачах роль одного из зубчатых колёс выполняет так называемый червяк 1 (рис. 1, ж), внешне похожий на винт с числом заходов (витков) k =1,2 или 4 (ГОСТ 2144-76). Червячное колесо 2 имеет специфическую форму зубьев.

Перечисленные виды зубчатых передач применяются для преобразования вращательного движения входного (ведущего) звена 1 передачи (шестерни, червяка) во вращательное движение выходного (ведомого) звена 2 (колеса, червячного колеса).

Для них существует понятие передаточное отношение, представляющее собой отношение частот вращения (или угловых скоростей) зубчатых колёс, находящихся в зацеплении.

Так, при передаче вращения от шестерни 1 (или червяка), вращающейся с частотой n1 (или угловой скоростью ω1) к ведомому колесу 2 (червячному колесу), вращающемуся с частотой n 2 (или угловой скоростью ω2 ), передаточное отношение U 12 будет равно

                                                                      U 12 = n1 n 2 =ω1 ω2 .                                 (1)

Частота вращения n, мин1, связана с угловой скоростью ω, с1, зависимостью

                                                                                  ω=πn30.                                          (2)

Особый вид зубчатой передачи представляет собой реечная передача (рис. 1, з), служащая для преобразования вращательного движения реечного колеса 1 в поступательное движение зубчатой рейки 2, или, наоборот, поступательного движения рейки во вращательное движение реечного колеса. Пример применения реечной передачи – индикатор часового типа. Это прибор, служащий для измерения линейных перемещений.

 

Рис. 1. Основные виды зубчатых передач

Различают также внешнее зацепление зубчатых колес (рис. 1, а), при котором они вращаются в разные стороны и их передаточное отношение, выраженное через число зубьев z1 и z 2 зубчатых колёс, берется со знаком “минус”: