Измерение размеров и контроль качества поверхностей деталей оптико-механическим способом, страница 14

7.  Откинуть стопор 15 влево и снова перевести каретку 3 с рейкой 4 в крайнее правое положение. Поворотом до упора рычага 13 против хода часовой стрелки ослабить натяжение тросика 14 и повернуть вручную по ходу часовой стрелки диск 2 с бумажным кругом (не снимая его с диска) так, чтобы при повторном выполнении пункта 5 можно было бы вычертить зубья с исправленным профилем на свободном поле этого круга.

Повернуть рычаг 13 до упора в исходное положение, натянув тросик 14, и стопор 15 перевести вправо.

Прибор подготовлен к имитации нарезания зубьев корригированного зубчатого колеса (колеса 2).

8.  Повторить действия согласно пункту 5 порядка выполнения работы. На бумажном круге будут вычерчены три-четыре зуба с исправленным профилем (корригированные).

9.  Отвернув винт 12 и сняв планшайбу 11, снять с диска 2 бумажный круг, отметив центральный прокол – центр зубчатых колёс.

Поставить на место планшайбу, закрепив её винтом.

10.  Найти значение звольвентной функции invαω при зацеплении нулевого колеса (χ1 = 0) с корригированным (χ2 ) при передаточном отношении U12 =1, т. е. при z1 = z2 = z, по формуле:

                                              invαω = invα χ χ α+ 2( 1 +       2)tg   (z1 + z2), где  α= 20° - угол профиля рейки.

По найденному значению функции invαω по табл. 1 найти угол зацепления αω для этих колёс (с точностью до 1 минуты, применив метод линейной интерполяции):

                                                                              αω =... ...'° .

Определить межосевое расстояние передачи:

аω = acosαcosαω= 0,5 (m z1 + z2)cosα αcos ω.

Определить радиусы окружностей вершин зубьев колёс: ra1 = aω m(0,5z2 2 −1); ra2 = aω m(0,5z1 1 −1).

Определить радиусы окружностей впадин колёс:

rf1 = r1 m(1,25−χ1) = m(0,5z1 −1,25+χ1);

rf2 = r2 m(1,25−χ2 ) = m(0,5z2 −1,25+χ2 ).

Сравнить полученные значения rf1 и r f2 с величинами, полученными на бумажном круге.

Определить величины окружного шага p по делительной и основного шага pb по основной окружности по формулам: p mpb = pcosα=π αmcos .

Рассчитать диаметры d b основной и dω начальной окружностей по формулам:

db = d cosα;  dω ω ω1 = d 2 = a 2.

Провести на бумажномкруге основную окружность, делительную, окружности вершин и впадинзубьев.

Определить толщину зубьев колёс по делительной окружности: а) нулевогоколеса: S1 = p2 =πm2;

б) корригированного колеса: S2 = S1 + 2χ2 mtgα.

Сравнить полученные значения S1 и S2 с толщинамизубьев на бумажномкруге.

Рассчитать толщины зубьев колёс по основнойокружности: а) нулевого колеса: Sb1 = S1 cosα+ d invb α;

б) корригированного колеса: Sb2 = S2 cosα+ d invb α.

Сравнить полученныезначения S b1 и Sb2 с толщинами зубьев на бумажном круге.

Проверить зубья корригированного колеса на отсутствие их заострения у вершин по формуле:

                                 Sa2 = (mrr2)(π2 + 2χ α2 tg   ) + 2ra2 (invα α−inv a2 ),

где  αa2 = arccos(rb r 2 ).

Сравнить полученное значение Sa2 с толщиной зубьев на бумажном круге при их вершинах. Должно выполняться условие Sa2 ≥ (0,25...0,30)m. Если это условие не выполняется, то при значении Sa2 < (0,25...0,30)m приведенное выше уравнение решается относительно ra2 .

По формуле(22.38) [1] определить коэффициент перекрытия: õω = ⎡z1(tgαa1 − tgαω) + z2(tgα α πa2 − tg ω)⎤2  ,

где  αa1 = arccos(rb ra1) - угол профиля зубьев колеса 1 при вершинах.

Должно выполняться условие õ 1,1.

На отдельном листе бумаги выбрать центры O1 и O2 вращения колёс, расположенные на расстоянии aω (в масштабе 1:1), провести межосевое расстояние, основные, начальные окружности и окружности вершин зубьев колёс; провести линию зацепления τ-τ, касательную (внутреннюю) к основным окружностям и методом засечек на этой линии дугами окружностей радиусами ra1 и ra2 найти длину активной линии зацепления ab.

Определить практически коэффициент перекрытия õω′ = (ab)рb = 2(ab) (πmcosα).