Измерение размеров и контроль качества поверхностей деталей оптико-механическим способом, страница 36

Оптический лимб представляет собой стеклянное кольцо с нанесенными по окружности делениями (360 делений, цена деления – 1°). Он укреплён на шпинделе внутри корпуса. Шпиндель 1 вращается совместно с лимбом 4 и с червячным колесом 2 от червяка 3, который связан с маховиком 10 и маховичком точной наводки 9 (рис. 2).

По оси шпинделя расточено коническое отверстие (конус Морзе № 4), в которое вставляется оправка или центр с поводком, служащие для крепления деталей.

 

Рис. 2. Вид ОДГ и схема редуктора:

6 - окуляр, 7 - лампа осветительная, 8 - стопор, 9 - маховичок точной наводки, 10 - маховик червяка, 11 - поводок шпинделя, 12 - поводок редуктора, 13 - отсчётный барабан, 14 - указатель, 15 - двухступенчатый зубчатый редуктор

Отсчет углов поворота шпинделя производится с помощью отсчётного микроскопа. Окуляр 6 (рис. 1) микроскопа поворачивается вокруг вертикальной оси в положение, наиболее удобное для наблюдений. В поле зрения окуляра (рис. 3) видны крупные (градусные) и мелкие (минутные) деления лимба 4. Градусные деления перемещаются в поле зрения при вращении шпинделя делительной головки. Минутные деления от 0 до 60 нанесены на окулярной сетке 5 (рис. 1), неподвижно установленной в фокальной плоскости окуляра 6. Точность отсчёта ограничивается ценой деления окулярной сетки, равной минуте. На рис. 3 показаны градусные и минутные деления, видимые в поле зрения микроскопа в положении шпинделя, при котором отсчет равен 45 23° ′.

Шкала освещается электролампой 7 (рис. 3). Шпиндель после установки на нулевой угол может фиксироваться стопором 8 (рис. 2).

 

Рис. 3. Вид поля зрения отсчётного микроскопа

Ошибки простой кинематической линии

Ошибкой Δϕ простой кинематической линии, состоящей из последовательно включенных передач, называется разница положений ведомого звена действительного и теоретического механизмов.

При угле ϕ1, определяющем положение ведущего звена 1, ведомое звено 2 должно занимать теоретическое положение ϕ2 , а в действительном механизме положение звена 2 определяется углом ϕ2. В этом случае ошибка линии Δϕ=ϕ ϕ22 . Если опустить индекс звена 2, то можно написать:

                                                                             Δϕ=ϕ ϕ− ,                                          (1)

где  ϕ - положение ведомого звена действительного механизма; ϕ - положение ведомого звена теоретического механизма.

Положение ведомого звена, определяемого углами ϕ, ϕ, и ошибка Δϕ могут определяться как в угловых единицах (радианы, угловые минуты, градусы), так и в других отсчётных единицах (о.е.) величины, передаваемой прибором. Связь угловой ошибки Δϕ в радианах с ошибкой Δо е. в отсчётных единицах выражается зависимостью

Δо е. = A, где  А - цена оборота вала в отсчётных единицах.

Ошибка Δϕ возникает, главным образом, от зазоров в кинематических парах и от эксцентриситетов – смещений осей зубчатых колёс, валов, поводковых муфт и других элементов передач. Кроме того, упругие и тепловые деформации, износ звеньев и некоторые другие причины могут вызывать ошибку Δϕ. Во многих случаях влиянием последних факторов можно пренебречь. Влияние зазоров в кинематических парах и эксцентриситетов на ошибку кинематической линии рассмотрим подробнее.

При изменении направления сил, действующих на ведомое звено, или при перемене движения механизма с одного направления на противоположное происходит изменение значений ошибки Δϕ за счёт зазоров в кинематических парах. Разница значений ошибки Δϕ, возникающая за счёт зазоров с изменением направления действующих сил при одном и том же положении ведущего звена, называется мертвым ходом (МХ) механизма:

                                                                     МХ = Δϕ+ − Δϕ,                                      (2) где  Δϕ+ - кинематическая ошибка линии при действии на ведомое звено силы +Р в сторону увеличения значений ϕ;

Δϕ - кинематическая ошибка линии при действии на ведомое звено силы –Р в сторону уменьшения значений ϕ.