Дифференциальная диагностика анемий: Методическая разработка для проведения практического занятия

Страницы работы

Содержание работы

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2

Утверждено на методической конференции

                                                            кафедр внутренних болезней № 2 и № 1

                                                            профессор                           Ю.А.Терещенко

                                                            профессор                           В.А.Шульман

  «____»    ____________________2001 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ 6 КУРСА

ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ  ДИАГНОСТИКА АНЕМИЙ»

Составили: асс.   Романова В.Я.

                                                                                                        асс.  Тимофеева Л.Н.

Красноярск 2001 г.


1. Тема: «Дифференциальная диагностика анемий»

2. Значение темы: дифференциальная диагностика анемий огромная тема, разбитая на 4 занятия, но все равно охватить всю проблему времени недостаточно. Диагностика анемий требует большого внимания, так как в практике с анемией в той или иной степени встре-чается врач любой специальности. Для познания этого необходимо научить студентов разбираться в клинических и гематологических проявлениях наиболее часто встречаю-щихся анемий (особенно железодефицитной). Дифференциальная диагностика требует больших терапевтических знаний и строится на понимании отдельных элементов, вхо-дящих в общую группу. Частота и распространенность различных анемий неодинакова. Наряду с распространенными железодефицитной анемией (ЖДА) – около 15 - 20% слу-чаев всех анемий среди женщин детородного возраста и В12-дефицитной анемией (ее частота значительно нарастает у пожилых лиц) существуют более редкие формы анемий (аутоиммунные гемолитические, талассемия) относительно малознакомые практическим врачам. В ряде случаев анемический синдром является ведущим в клинической картине заболевания (опухоль), в значительной степени определяя его прогноз (острая гемолити-ческая или постгеморрагическая анемия). Причины и механизмы развития А весьма многочисленны и разнообразны. В основе их развития может лежать как первичное поражение костного мозга (аплазия, лейкозы), так и различные негематологические забо-левания, разнообразные по своей этиологии, клиническим проявлениям, прогнозу, мето-дам диагностики и лечения.

3. Цель занятия. Раскрыть  сущность методов  дифференциальной диагностики анемий.

Для этого надо:

а) Знать: 1. Этиопатогенез 2. Классификацию анемий 3. Клинические и гематологичекие проявления железодефицитной, В12-дефицитной, апластической и гемолитической анемий 4. Дифференциальную диагностику различных анемий  5. Методы обследования и лече-ния

б) Уметь: своевременно и правильно расшифровать природу анемии, определить патоге-нетический вариант анемии, выявить лежащее в основе анемии заболевание с целью проведения адекватной терапии (коррекция анемии, лечение основного заболевания, его осложнений и т.д.), провести дополнительные целенаправленные исследования для подтверждения предполагаемого диагноза; сформулировать развернутый диагноз с учетом основного заболевания и патогенетического варианта анемии; проведения адекватной терапии (коррекция анемии, лечение основного заболевания, его осложнений и т.д.). составить индивидуальную программу лечения больного.

в) Иметь представление: об основных синдромах, характерных для анемий, о методах диагностического поиска у больного анемией, о принципах дифференциальной диагнос-тики анемий.

г) Иметь навыки

1. Сбора анамнеза

2. Физикального обследования

4. План изучения темы.

4.1.Самостоятельная работа:

- курация больных студентами

75 минут

4.2. Практическая работа:

- разбор больных

- знакомство с гемограммами, заслушиваниерефератов

300 минут

90 минут

4.3. Контроль знаний:

- тестовый контроль (определение исходного уровня)

- решение задач, выписывание рецептов

-подведение итогов

- задание на дом

                60  минут

60 минут

15 минут

9 минут

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ)

КЛАССИФИКАЦИЯ АНЕМИЙ.  Многими гематологами (И.А.Кассирский, Л.И.Идель-сон, Файнштейн и т.д.) классификация анемий основана на определении патогенети-ческого варианта анемий, т.е. на установлении основного механизма (не причины) разви-тия анемии у конкретного больного. Среди всех анемий условно можно выделить следующие основные патогенетические варианты:

I. Анемии вследствие кровопотерь – постгеморрагические анемии (острые и хронические);

II. Анемии вследствие нарушения кровообразования: а) железодефицитные анемии (ЖДА) - постгеморрагические, энтерогенные, анемии беременных, анемии, связанные с пере-распределением железа (железоперераспределительные анемии); анемии,  связанные с нарушением синтеза гема (сидероахрестические анемии); б) анемии,  связанные с нару-шением синтеза ДНК – мегалобластные анемии (В12 - дефицитные, фолиево-дефицитные): анемия Аддисона-Бирмера, симптоматические В12-дефицитные анемии; в) анемии, связан-ные с костномозговой недостаточностью: гипо- и апластические анемии от токсического воздействия, от лучевого воздействия и иммунного генеза; г) метапластические анемии при гемобластозах и карциноматозе: д) анемии, связанные с нарушением регуляции эритропоэза.

III. Анемии вследствие кроворазрушения – гемолитические анемии (врожденные, приобретенные, острые и хронические);

IU. Анемии смешанного характера.

Общий алгоритм распознавания патогенетического варианта анемии представлен на следующей схеме (см. дополнительно).

Каждый из вариантов характеризуется относительной специфичностью клинико - лабо-раторных признаков. Для ориентировочного определения патогенетического варианта анемии необходимо проведение обязательных исследований, к которым относятся: опре-деление содержания гемоглобина; подсчет количества эритроцитов; подсчет количества тромбоцитов; подсчет количества ретикулоцитов; определение цветового показателя; подсчет количества лейкоцитов и формулы крови; просмотр мазка крови для определения аномальных форм эритроцитов, лейкоцитов и клеточных включений; определение содер-жания сывороточного железа; исследование костного мозга с помощью пункции. Правильное определение патогенетического варианта анемии позволяет врачу сузить круг диагностического поиска, так как определенный вариант анемии характерен для соответствующей группы заболеваний (синдромов) с различной этиологией. Например, к развитию железодефицитной анемии могут приводить такие разнообразные заболевания как опухоли желудочно-кишечного тракта, идиопатический легочный гемосидероз, дис-функция яичников, проявляющаяся меноррагиями. Анемии вследствие костномозговой недостаточности могут наблюдаться у больных острыми и хроническими лейкозами, апластическими анемиями и так далее. При определении патогенетического варианта анеми врач должен руководствоваться следующими положениями:

Похожие материалы

Информация о работе