Дифференциальная диагностика геморрагического синдрома: Методическая разработка для проведения практического занятия (для преподавателей)

Страницы работы

Содержание работы

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ « 2

Утверждено на методической конференции

            кафедр внутренних болезней № 2 и № 1

             профессор                           Ю.А.Терещенко

             профессор                           В.А.Шульман

             «____»    ____________________2001 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ 6 КУРСА

ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ  ДИАГНОСТИКА      ГЕМОРРАГИЧЕСКОГО СИНДРОМА»

                                                           (3 ЗАНЯТИЯ)

Составили: асс.   Романова В.Я.

                                                                                                         асс.  Тимофеева Л.Н.

Красноярск 2001 г.


Тема: «Дифференциальная  диагностика  геморрагического синдрома»

2. Форма учебного процесса: практическое занятие

3. Значение темы: дифференциальная диагностика геморрагического синдрома большая тема, разбитая на 3 занятия. Диагностика геморрагического синдрома трудна и требует больших знаний. Геморрагические диатезы - это заболевания или патологические состоя-ния, объединяемые основным признаком - повышенной кровоточивостью. Кровоточивость может быть временной или постоянной, наследственной или приобретенной, возникающей беспричинно или только при травме, но она всегда неадекватна травме. С геморрагическим синдромом встречаются врачи почти всех профессий. Для познания этого необходимо научить студентов разбираться в клинических и гематологических проявлениях наиболее часто встречающихся диатезов (тромбо-цитопеническая пурпура, гемофилии, геморрагические васкулиты). Дифференциальная диагностика требует больших терапевтических знаний и строится на понимании отдельных элементов, входящих в общую группу.

4.1.Цель. Овладеть принципами диагностики и лечения геморрагического синдрома

Первое занятие: диагностика, клиника, классификация, принципы лечения тромбоцито-пенической пурпуры.

Второе занятие: диагностика, клиника, классификация, принципы лечения гемофилий.

Третье занятие: диагностика, клиника, классификация, принципы лечения геморрагичес-ких васкулитов. Понятие о ДВС - синдроме.

4.2. Учебная цель.

4.2.1.Раскрыть сущность методов  дифференциальной диагностики геморрагических диа-тезов.

4.2.2. Научить трактовать анализы крови и показатели свертывания больных различными геморрагическими диатезами.

4.2.3. Ознакомить с  современными понятиями о свертывании и противосвертывания кро-ви.

4.2.4. Сформулировать диагностические критерии геморрагических диатезов.

4.2.5. Отработать навыки  оказания помощи при кровотечении.

4.2.6. Разобрать общие клинические синдромы диатезов и обсудить современные принципы лечения..

4.3. Психолого – педагогическая цель. При изучении проблемы необходимо обратить внимание студентов на то, что геморрагические диатезы многообразны и встречаются часто в практике любого врача. Студент должен помнить о важности своевременного оказания помощи больному, страдающему повышенной кровоточивостью, чтобы предотвратить самое худшее. Знание студентами этих положений позволит им в будущей практике достигнуть  более тесного сотрудничества с больными  и способствовать улучшению качества их жизни.

5. Место проведения (учебная комната, палаты, процедурный кабинет). Продолжи-тельность изучения темы 540 минут.

6. Оснащение занятия

Больные с различными видами геморрагических диатезов для курации

Таблицы по теме: классификация геморрагических диатезов по патогенетическому принципу, классификация тромбоцитопенических пурпур, геморрагических васкулитов.

Набор гемограмм по теме, набор коагулограмм, тромбоэластограмм.

Комплект из тестов и ситуационных задач


7. Структура содержания темы (хронокарта)

№/№

п/п

Этапы занятия

Продолжитель-

ность (в мин.)

Оснащенность

Первый  день

1.

Организация занятия

3 мин.

2.

Формулировка темы и цели

4 мин.

3.

Определение исходного уровня подго-товки к занятию

20 минут

Набор тестов

(приложение № 1)

4.

Работа студентов у постели

больного

25 минут

5.

Перерыв

15 мин.

6.

Разбор больного с тромбоцитопе-нической пурпурой. Доклад куратора по жалобам и анамнезу в учебном классе, осмотр больного в палате. Выделение синдромов клинических и гематологических. Постановка диаг-ноза. Обсуждение тактики лечения больного.

50 минут

7.

Выработка представления о больном

в учебном классе

30 минут

8.

Перерыв

15 мин.

9.

Разбор анализов крови при тромбоцитопенической пурпуре,

заслушивание реферата «Редкие формы геморрагических диатезов»

30 минут

Набор анализов

Список тем УИРС

Решение ситуационных задач и выпи-сывание рецептов

20 мин.

Набор задач (приложение № 2) и список лекарственных препаратов

10.

Заключение по занятию с объявлением итоговых оценок

5 мин.

11.

Домашнее задание

3 мин.

№/№

п/п

Этапы занятия

Продолжитель-

ность (в мин.)

Оснащенность

Второй   день

1.

Организация занятия

3 мин.

2.

Формулировка темы и цели

4 мин.

3.

Определение исходного уровня подго-товки к занятию

20 минут

Набор тестов

(приложение № 1)

4.

Работа студентов у постели

больного

25 минут

5.

Перерыв

15 мин.

6.

Разбор больных с гемофилиями (при возможности с гемофилией А и В). Доклад куратора по жалобам и анам-незу в учебном классе, осмотр больно-го в палате. Выделение синдромов клинических и гематологических. По-становка диагноза с учетом показа-телей коагулограммы. Обсуждение так-тики лечения больного, современных достижения в лечении больных гемофилиями (коррекционных). Обсуждение дальнейшей (амбулаторной) тактики ведения больного. Обсуждение социально –психологических аспектов больных гемофилией.

50 минут

7.

Выработка представления о больном

в учебном классе

30 минут

8.

Перерыв

15 мин.

9.

Разбор коагулограмм,

заслушивание реферата «Современные принципы коррекции гемартрозов у больных гемофилиями»

30 минут

Набор анализов

Список тем УИРС

Решение ситуационных задач и выпи-сывание рецептов

20 мин.

Набор задач (приложение № 2) и список лекарственных препаратов

10.

Заключение по занятию с объявлением итоговых оценок

5 мин.

11.

Домашнее задание

3 мин.


Похожие материалы

Информация о работе