Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Изыскания и проектирование железных дорог" (Основы проектирования ж/д. Содержание проектов и порядок их разработки. Классификация ж/д по нормам проектирования. Круговые кривые. Радиусы кривых в плане железных дорог. Недостатки кривых малых радиусов в плане ж/д), страница 17

3)прямоугольные бетонные трубы отверстием от 2,0 до 6,0 м ( одно- и

двухочковые);

4)круглые металлические гофрированные трубы  отверстием от 1,5 до

3,0 м (одно-, двух- и трехочковые);

5)сборные железобетонные мосты эстакадного типа с пролетами от 6,0
до 16,5 м, обеспечивающие различные схемы разбивки отверстия моста;

6)железобетонные мосты с массивными опорами и обсыпными устоями.
Круглые и прямоугольные железобетонные и бетонные трубы могут

применяться в насыпях до 19 м, гофрированные металлические - в насыпях от 4,5 до 7,5 м в зависимости от величины отверстия; сборные железобетон­ные мосты эстакадного типа применяются при высоте насыпи от 2 до 8 м, а же­лезобетонные мосты с обсыпными устоями — от 6 до 20 м.

Типы и размеры искусственных сооружений устанавливаются по преимущественному стоку: ливневому, снеговому и смешанному. В большинстве случаев преимуществен-ным является ливневый сток.

Для сравнения вариантов трассы рекомендуется использовать при­ближенный метод определения отверстий, основанный на предположе­нии, что расход, пропускаемый сооружениями, составляет одну треть расхода притока воды. При этом способе тип сооружений подбирается с помощью графиков их водопропускной способности.

На рисунках 3.1-3.15 приведены графики расхода воды, пропускае­мой сооружением Qc в зависимости от высоты подпертой воды перед сооружением hп. На оси абсцисс, кроме того, отложены величины 2 Qc и 3 Qc водопропускной способности соответственно двух- и трех очковых труб.

При выборе размеров труб необходимо пользоваться зоной расчет­ных расходов. При этом следует помнить, что трубы проектируются, как правило, работающими при безнапорном режиме.

47. Проверки достаточности высоты насыпи у водопропускного сооружения.

1. Проверка (для мостов и труб).

Бровка зем. полотна насыпи в пределах всей зоны разлива воды при пропуске максимального расхода должна возвышаться над уровнем подпертой высокой воды 0,5м.

   м; где глубина подпертой высокой воды при пропуске максимального расхода.

В этом случае положение бровки зем. полотна необходимо проверить по профилю.

     2. Проверка (для мостов).

 Низ пролетного строения моста должен возвышаться над уровнем воды во входном сечении не менее, чем на 0,25м при пропуске максимального расхода. Не менее, чем на 0,5м при пропуске расчетного расхода при высоте подпора менее 1м и не менее, чем на 0,75м при расчетном расходе и высоте подпора более 1м.

 при Qmax

при QРАСЧ, где высота подпертой воды во входном сечении.

;   ; где с–строительная высота пролетного строения моста;        

3. Проверка (для труб).

Толщина засыпки над трубой должна быть не менее 1,2м для гофрированных, металлических труб и не менее 1м для всех остальных.

наибольшая высота трубы в свету;

толщина;

1(1,2)–минимальная высота засыпки, защищающая саму трубу от динамического воздействия подвижного состава.

48.Мероприятия    в    случае недоста-точности   высоты   насыпи   у водоп-ропускного  сооружения.

В случае, если высота насыпи при предварительном проектировании окажется недостаточной для размещения малого водопропускного сооружения, то необходимо применить одно из следующих мероприятий: углубить русло, поднять проектную линию.

В случае (а) улучшаются эксплуатационные показатели, т.е. длина элемента профиля больше, уменьшается сумма преодолеваемых высот. В случае (б) ухудшаются эксплуатационные показатели, т.к. увеличивается число точек под поездом. Если проектная линия уложена сплошным руководящим уклоном (в) на затяжном подъеме, а водопропускное сооружение с недостаточной высотой насыпи расположено в начале этого подъема, то проектную линию можно. Если в конце – проектную линию поднять нельзя.

  Увеличить высоту насыпи за счет смещения трассы на более низкие отметки земли.

Наиболее характерным в этом отношении является смещение трассы вниз по логу за счет увеличения R кривой в плане.

   Увеличить отверстие сооружения с целью уменьшения скорости течения воды на входе и, следовательно, высоту подъема (hПОД). (заменить одноочковую двухочковой).

   Изменить схему пролетов моста, т.е. разбить один пролет на несколько пролетов, что позволит уменьшить строительную высоту (применяется при невыполнении 2-й проверки). 

    Заменить одну трубу большего отверстия 2-мя трубами меньших отверстий, что позволит уменьшить высоту трубы (невыполнение 3-ей проверки).

49.Выбор типа малого водопропускного сооружения.

После размещения водопропускных сооружений на трассе, оконтурива-ния бассейнов и определения расходов подбираются типы и отверстия со­оружений. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы количество ти­пов и размеров сооружений на трассе было по возможности минимальным.

В современной практике проектирования железных дорог в основном применяются следующие типы водопропускных сооружений:

4)круглые железобетонные трубы отверстием от 1,0 до 2,0 м (одно-,
двух- и трехочковые);

5)прямоугольные железобетонные трубы отверстием от 1,0 до 4,0 м
(одно- и двухочковые);

6)прямоугольные бетонные трубы отверстием от 2,0 до 6,0 м ( одно- и

двухочковые);

4)круглые металлические гофрированные трубы  отверстием от 1,5 до

3,0 м (одно-, двух- и трехочковые);

5)сборные железобетонные мосты эстакадного типа с пролетами от 6,0
до 16,5 м, обеспечивающие различные схемы разбивки отверстия моста;

6)железобетонные мосты с массивными опорами и обсыпными устоями.
Круглые и прямоугольные железобетонные и бетонные трубы могут

применяться в насыпях до 19 м, гофрированные металлические - в насыпях от 4,5 до 7,5 м в зависимости от величины отверстия; сборные железобетон­ные мосты эстакадного типа применяются при высоте насыпи от 2 до 8 м, а же­лезобетонные мосты с обсыпными устоями — от 6 до 20 м.

Типы и размеры искусственных сооружений устанавливаются по преимущественному стоку: ливневому, снеговому и смешанному. В большинстве случаев преимуществен-ным является ливневый сток.