Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Изыскания и проектирование железных дорог" (Основы проектирования ж/д. Содержание проектов и порядок их разработки. Классификация ж/д по нормам проектирования. Круговые кривые. Радиусы кривых в плане железных дорог. Недостатки кривых малых радиусов в плане ж/д), страница 12

При развитии трассы в виде зигзагов (тупиковых заездов) (рис. 6.11) дорога от точки А поднимается по склону до тупи­кового разъезда Б, затем — по тому же склону в обратном направлении до ту­пикового разъезда В и т. д. Этот способ развития трассы не требует устройства тоннелей, глубоких выемок, виадуков, но его крупный эксплуатационный недо­статок - изменение   направления  движе-ния поездов, что уменьшает пропуск­ную способность участка и участковую скорость поездов. Поэтому развитие ли­нии в виде зигзагов может применяться лишь на временных участках трассы.

35.Камеральное трассирование и составление продольного профиля в масштабе карты.

Технология камерального трасси­рования. После определения рацио­нального положения магистрального хода приступают к трассированию до­роги. Оно выполняется от оси началь­ной станции небольшими участками, при этом одновременно с укладкой линии в плане составляется схемати­ческий продольный профиль трассы (рис. 6.34).

На участках напряженного хода применяется следующий порядок трас­сирования.

1. На карте, ориентируясь на линию нулевых работ, наносят участок плана трассы длиной не более 2—3 км. При этом линия нулевых работ спрямляется для рационального уменьшения числа уг­лов  поворота   и   обеспечения допустимых радиусов кривых  и  длин  прямы; вставок между   ними.

2.На     схематическом     продольном профиле от   проектной  отметки,   полу-ченной при трассировании предыдущего участка вольного хода, или от отметки начальной станции, если напряженный ход проектируется в начале трассы, про­водят проектную линию уклоном iтр == iр  -  iэк (ср).

3.На продольный  профиль наносят отметки земли по оси трассы. Если трасса отклонилась от линии нулевых работ, то образуются насыпи и выем­ки, характеризуемые на профиле взаим-ным положением проектной линии и ли­нии  поверхности  земли.

4.После того как удовлетворитель­ное решение найдено, разбивают ки­лометраж на карте и профиле, на сетку продольного профиля наносят план ли­нии — фиксируют точки начала и кон­ца кривых.

5. Определив длину и уклоны эле­ментов профиля, подсчитывают проект­ные отметки на переломах профиля с точностью до 0,01 м. По вычисленным отметкам на профиль окончательно на­носят проектную линию.

6.На схематическом продольном профиле выписывают рабочие отметки в характерных    точках    профиля.После  этого   приступают   к трассированию следующего участка.

Трассирование линии на участках вольного хода отличается от трассирова­ния на напряженном ходе следующим. После того как на карте запроектиро­ван участок плана линии, на продольный профиль сначала наносят отметки земли, а затем уже подбирают положение проектной линии, наиболее целесооб­разное по объемам земляных работ и сум­ме преодолеваемых высот.

Пример корректировки трассы на участке напряженного хода; а — план;

б — продольный профиль

36.Особенности трассирования железных дорог в различных физико-географических условиях.

Курумы — скопления хаотически нагроможденных обломков изверженных пород, находящихся в неустойчивом равновесии либо медленно  движу­щихся каменными потоками по склонам. Причиной движения курумов, кроме гравитационных сил, могут быть темпе­ратурные воздействия, вызывающие пе­ременное сжатие   и   расширение   глыб.

Осыпи состоят из камней, движение которых может происходить в виде бы­стрых смещений отдельных обломков, главным образом под действием гравита­ции.

Поскольку курумы могут занимать на склонах площади в десятки и сотни гектаров, то их обход трассой может быть затруднен. При неизбежности пересечения осыпей и курумов трассу по возможности следует располагать насы­пями на более пологих склонах, где ско­рости движения камней наименьшие.

Обвалы — это отрывы и падение боль­ших масс горных пород. Участки, где возможны обвалы, следует обходить трассой либо необходимо строить тонне­ли в устойчивых йкальных породах. От­дельные неустойчивые глыбы удаляют взрывами, а откосы с направлением трещиноватости в сторону земляного по­лотна укрепляют торкретированием, одевающими стенками, предусматрива­ют улавливающие сооружения, загради­тельные сетки и др.

Оползнями называют смещение (скольжение) земляных масс вниз по склону под действием гравитации.

При трассировании оползневые склоны по возможности об­ходят. Если же укладка трассы на этих склонах неизбежна, то не допускают подрезки склонов, поэтому выемки в нижней части оползневого массива не устраивают. Насыпи сооружают глав­ным образом у подошвы склона, где они играют роль пригрузки и способ­ствуют стабилизации оползня. При не­обходимости укладки трассы на более высоких отметках земляное полотно проектируют невысокими насыпями или в виде нулевых мест, а в верхней части склона — неглубокими выемками

Сплывами называют малые оползни глубиной до 1 м, охватывающие неболь­шие (до сотни квадратных метров) пло­щади на поверхности склона или отко­са выемки. Сплывы распространены ча­ще всего на откосах молодых выемок (воз­растом до 5 лет). Они появляются вслед­ствие насыщения грунта откосов поверх­ностными водами или из-за выхода грун­товых вод на поверхность откосов, сло­женных глинистыми грунтами, особен­но пылеватыми. Наиболее часто сплывы происходят,   если  откосы   выемок  сло­жены пучащими грунтами.

Сель — это внезапный горный грязе­вой поток с большим количеством твер­дых включений.

При трассировании железных дорог в районах с селевыми потоками прежде всего рассматривают вариант обхода трассой селевых русл. Если такой обход невозможен, то предусматривают проти-воселевые защитные сооружения. При проектировании таких сооружений оце­нивают возможность снижения вероят­ности возникновения селевых потоков путем выполнения в селевом бассейне комплекса противоселевых мероприятий: лесомелиоративных и других, с учетом механизма образования селей в данном бассейне.