Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Изыскания и проектирование железных дорог" (Основы проектирования ж/д. Содержание проектов и порядок их разработки. Классификация ж/д по нормам проектирования. Круговые кривые. Радиусы кривых в плане железных дорог. Недостатки кривых малых радиусов в плане ж/д), страница 13

При трассировании железных дорог в лавиноопасных районах необходимы тщательные изыскания, цель которых— определить зоны распространения ла­вин, пути схода, скорость и возможный объем лавин для решения вопроса о це­лесообразном обходе лавиноопасных участков либо для выбора типа и пра­вильного размещения противолавинных защитных сооружений.

37.Особенности трассирования железных дорог в сложных природных условиях.

Трассирование в заболоченных рай­онах. Пересечение болота трассой сле­дует осуществлять в наиболее узкой и не­глубокой его части с наименьшим попе­речным уклоном минерального дна.

При пересечении болот глубиной бо­лее 2—3 м и значительном их протяже­нии следует разработать варианты обхо­да таких участков. Наряду с этим целе­сообразно рассмотреть варианты устрой­ства эстакад вместо насыпей на болотах.

Эстакады особенно целе­сообразны при пересечении болот со значительным поперечным уклоном ми­нерального дна, когда трудно обеспечить устойчивость насыпи в пределах   косо-горного дна болота.

Варианты расположения трассы же­лезной дороги на склонах: а – наветрен-ный склон; б - подветренный склон

Трассирование железных дорог в снегозаносимых районах. Трассу железной дороги желательно располагать на открытых наветренных склонах на расстоянии не менее 50—60 м от подошвы косогора (положения 2 и 3 на рис. 6.26, а). Располагать трассу непосредственно у подошвы открытых наветренных скло­нов (положение 1 на рис. 6.26, а) не следует ввиду, как правило, больших отложений снега в зоне затишья или за­вихрений. При неизбежности укладки трассы в этом месте следует соответст­венно увеличить высоту насыпи или уст­роить надлежащую защиту.

По возможности следует избегать рас­положения трассы на открытых подвет­ренных склонах (рис. 6.26, б), так как на этих участках велика мощность снего­вого покрова. В случае неизбежности укладки трассы на таком косогоре необ­ходимо предусматривать защиту пути от снежных заносов по индивидуальным проектам. Если условия трассирования позволяют уложить линию на разной высоте подветренного склона, то при слабых ветрах предпочтение следует от­давать трассе в нижней и средней частях склона (положения / и 2 на рис. 6.26, б), а при сильных ветрах ( со скоростью бо­лее 10 м/с) — в .верхней части склона (положение 3).

Трассирование      железных    дорог в районах   распространения   наледей.

Наледями называют наросты льда, об­разовавшиеся в результате замерзания воды, излившейся на ледяной покров ре­ки, на пойму (наледи поверхностных вод — речные) или на поверхность грун­та. Речная наледь образуется из-за уменьшения живого се­чения реки вследствие ее промерзания, грунтовая — из-за уменьшения живого сечения подземного потока при промер­зании деятельного слоя, а ключевая на­ледь — при замерзании воды источника растекающейся по поверхности земли

Опасность наледей для железных до­рог состоит в том, что лед может запол­нить отверстия мостов и труб, а в выем­ках, нулевых местах и невысоких насы­пях наледи могут перекрыть путь.

Для борьбы с нале­дями были испытаны многочисленные средства: пассивные, ослабляющие наледное  воздействие  (заборы,   снеговые валы, отепление водотоков, скалывание льда и др.), и активные, ликвидирующие образование наледей (различные дренаж­ные и каптажные устройства). В период строительства глубокое водопонижение путем откачки воды из скважин, распо­лагаемых на площадке инженерных со­оружений или вблизи них (например, на откосе выемки), может, ликвидировать наледную опасность.

Трассирование железных дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов. Вечномерзлыми (иногда — мно-голетнемерзлыми) называют грунты, име­ющие отрицательную температуру и со­держащие в своем составе лед, если они находятся в мерзлом состоянии в тече­ние многих лет (не менее трех).

Термокарстовые образования — про­вальные формы рельефа, возникшие при оттаивании подземных льдов и сильно­льдистых грунтов, — чаще всего встре­чаются по долинам рек. Глубина термо­карстовых озер достигает нескольких метров. Причина образования термокарс­та — изменение температурного режима грунтов вследствие естественных при­родных процессов (например, увеличе­ния притока тепла в грунты в летний пе­риод) либо в результате нарушения при­родных условий при строительстве (вы­рубки леса, нарушения растительного покрова от проезда транспорта, неупоря­доченного водоотвода при возведении на­сыпей и других сооружений).

Трассирование железных дорог в районах распространения сыпучих пес­ков. В районах, где распространены сы­пучие пески, основными задачами трас­сирования являются обеспечение незаносимости дороги песком и предупрежде­ние дефляции (выдувания) грунта из земляного полотна [5]. При трассирова­нии следует учитывать влияние соору­жаемого земляного полотна на условия образования   и   движения   ветропесчаного потока. На равнинных пространст­вах незакрепленных (лишенных расти­тельности) песков происходит интенсив­ное перемещение песчаных масс.

Трассирование железных дорог в сей­смических районах. Интенсивность сей­смического воздействия в баллах (сей­смичность) и его повторяемость в районе проектируемой железной дороги опре­деляются по данным сейсмического рай­онирования.Для определения сейсмич­ности площадок строительства отдель­ных сооружений (мостов, труб, тоннелей и др.), а также оснований земляного по­лотна разрабатываются карты сейсмиче­ского микрорайонирования. При этом особое внимание уделяется выявлению зон тектонических разломов, которые хорошо идентифицируются на космиче­ских снимках, карстовых полостей, скло­нов, опасных в отношении возможности возникновения обвалов и оползней.

При трассировании дорог в районах сейсмичностью 7—9 баллов рекоменду­ется, как правило, обходить особо не­благоприятные в инженерно-геологиче­ском отношении участки: зоны возмож­ных обвалов, оползней, лавин.