Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Изыскания и проектирование железных дорог" (Основы проектирования ж/д. Содержание проектов и порядок их разработки. Классификация ж/д по нормам проектирования. Круговые кривые. Радиусы кривых в плане железных дорог. Недостатки кривых малых радиусов в плане ж/д), страница 5

При движении по до­статочно крутому спуску поезд под дей­ствием приложенных к нему сил увели­чивает скорость, и при достаточной дли­не спуска скорость может достичь макси­мальной допускаемой величины, после чего во избежание ее дальнейшего увели­чения необходимо прибегнуть к регули­ровочному торможению.

В случае торможения (за исключе­нием рекуперативного торможения при электрической тяге) часть механической энергии поезда переходит в тепловую энергию тормозных колодок, трущихся о колеса локомотивов и вагонов, или в тепловую энергию реостатов. Поэтому участки спусков, на которых применяет­ся такое торможение, называются вред­ными спусками. Спуски, при движении по которым не применяется торможение, приводящее к переходу механической энергии в тепловую, называются без­вредными спусками.

 Наиболее точно определить, к какому из указанных относится данный спуск, можно путем построения кривой скоро­сти v (S). Спуск может быть вредным начиная с того места, где поезд достигает максимальной скорости и необ-ходимо торможение (знак Т на рис. 4.3).

Спуск с данным уклоном может быть безвредным на всем протяжении или вредным на некоторой части в зависимо­сти от длины элемента профиля, а также соотношения скорости подхода поезда к нему и максимальной скорости (см. эле­мент с уклоном б °/00 на рис. 4.3). Одна­ко при некоторой крутизне уклона спуск будет безвредным независимо от длины элемента и скорости подхода поезда к спуску. Наибольшая крутизна спусков, являющихся безвредными на всем про­тяжении независимо от их длины и ско­рости подхода поездов к этим спускам, называется предельно безвредным укло­ном 1пбв

т. е. крутизна предельно безвредного уклона численно равна основному сред­невзвешенному сопротивлению движе­нию поезда в режиме холостого хода при данной максимальной скорости. Эта ве­личина практически зависит только от типа вагонного состава и максимальной скорости движения. В настоящее время можно  принимать гп6в « 3 °/00.

14.Длина  элементов продольного профиля.

При строительстве железной дороги для уменьшения объема земляных работ и по искусственным сооружениям жела­тельно проектировать продольный про­филь элементами такой длины и крутиз­ны, чтобы проектная линия в наиболь­шей мере соответствовала очертанию по­верхности земли по направлению трас­сы. В этом случае под поездом может быть несколько переломов профиля, при­чем разных знаков (выпуклые и вогну­тые, рис. 4.4).

Устройство пути в профиле по кривой такого радиуса считается затруднитель­ным как при строительстве, так и в эк­сплуатации. Поэтому вместо указанной кривой, сопрягающей уклоны iY и i2 на рис. 4.5, применяют описанный много­угольник. В результате вместо перелома профиля в точке А (см. рис. 4.5), кото­рый назовем глобальным переломом (соответствующую алгебраическую раз­ность уклонов обозначим Дгг = \1г—1г\), возникает несколько локальных перело­мов (в точках а, б, в, г на рис. 4.5). Сто­роны описанного многоугольника назы­вают элементами переходной крутизны и разделительной площадкой (при i =0). Длина элемента профиля / между ло­кальными переломами и разность укло­нов смежных элементов Ai взаимосвя­заны и зависят от радиуса сопрягающей кривой R (см. рис. 4.5)

15.Сопряжение элементов продольного профиля круговой кривой.

Рис. 4.7. Вертикальная кривая на локаль-ном переломе профиля

Формула для определения тангенса вертикальной кривой выводится анало­гично формуле (4.8):

Биссектрису вертикальной кривой b можно определить из прямоугольного треугольника (см. рис. 4.7):

откуда, пренебрегая величиной Ь2 ввиду ее малости по сравнению с ТB.2 получим

При малой разности уклонов смеж­ных элементов профиля, когда значение биссектрисы не превышает 0,01 м, вер­тикальную кривую не устраивают, обес­печивая плавное сопряжение смежных элементов за счет изменения толщины балластного слоя. Можно устано­вить для различных радиусов RB пре­дельное значение разности уклонов, со­ответствующее биссектрисе Ь =0,01 м:

Rв, м  20 000   15 000  10 000   5000   3000

Δ°/оо   2,0       2,3       2,8       4,0      5,2

При указанной разности уклонов вертикальную  кривую не   устраивают.

16.Сопряжение элементов продольного профиля профилем криволинейного очертания.

Проектируя продольный профиль пути, желательно уменьшать число переломов профиля, назначая элементы возможно большей длины. Когда приходится устраивать пере­лом профиля, то для обеспечения проч­ности и устойчивости вагонов, а также создания комфортных условий для пас­сажиров элементы продольного профиля (i1 и i2 на рис 1 ) должны сопрягаться кривой, радиус которой R в зависимости от длины и массы состава, числа локомо­тивов в поезде и их размещения в соста­ве, а также скорости движения поездов может достигать десятков тысяч мет­ров.

Рис1.   Элементы   переходной  крутизны   (1) и разделительная площадка (2)

Устройство пути в профиле по кривой такого радиуса считается затруднитель­ным как при строительстве, так и в эк­сплуатации. Поэтому вместо указанной кривой, сопрягающей уклоны il и i2 на рис 1, применяют описанный много­угольник. В результате вместо перелома профиля в точке А, кото­рый назовем глобальным переломом (соответствующую алгебраическую раз­ность уклонов обозначим Δ iг = |ili2|), возникает несколько локальных перело­мов (в точках а, б, в, г на рис 1). Сто­роны описанного многоугольника назы­вают элементами переходной крутизныи разделительной площадкой (при i =0). Длина элемента профиля l между ло­кальными переломами и разность укло­нов смежных элементов Δi взаимосвя­заны и зависят от радиуса сопрягающей кривой R (см. рис. 1): l = 2Rtg (α/2).

Ввиду малости угла α можно принять tg (α /2) ≈ 0,5tg α. Тогда, учи­тывая, что tg α = Δi ·10-3 (если уклоны выражены в тысячных), получим l = R Δi ·10-3

Задаваясь при данном радиусе со­прягающей кривой R алгебраической разностью уклонов

Δi, можно вычислить по формуле длину элемента l либо, задаваясь значением l, определить ал­гебраическую разность уклонов: Δi = l·10-3/R