Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Изыскания и проектирование железных дорог" (Основы проектирования ж/д. Содержание проектов и порядок их разработки. Классификация ж/д по нормам проектирования. Круговые кривые. Радиусы кривых в плане железных дорог. Недостатки кривых малых радиусов в плане ж/д), страница 16

и относительная интенсивность осадков

Величина Нр% представляет собой суточный слой осадков вероятностью пре­вышения Р %, обычно P= 1 %. Харак­теристики φ(τ) и φ(τ) зависят от време­ни и поэтому называются функциями ре­дукции (изменения) соответственно слоя и интенсивности осадков, а графики этих функций — кривыми редукции и интен­сивности    осадков.    Кривые  редукции

осадков получают в результате много­летних наблюдений. Заметим, что кри­вые редукции показывают изменение слоя и интенсивности осадков не во вре­мя одного дождя, а для разных дождей в зависимости от их продолжительно­сти τ.

Исходными данными для расчета сто­ка весеннего половодья являются ха­рактеристики половодья: слой стока ho и продолжительность τ. Величина слоя стока и продолжительность весеннего половодья для различных районов СССР установлены на основании многолетних наблюдений.

Задача расчета стока состоит в опре­делении его гидрологических характе­ристик. Рассмотрим основные гидроло­гические характеристики стока и связы­вающие их зависимости: продолжитель­ность стока τ, мин,— время от начала до окончания стока в замыкающем створе; слой стока h, мм, — средняя высота слоя воды на водосборе.

Слой стока h, мм, определяется как произведение слоя осадков Н, мм, на сборный коэффициент стока φ, учитыва­ющий потери инфильтрации:

Объем стока W, м3 (количество воды на водосборе), определяется как про­изведение слоя стока на площадь водо­сбора:

 

Расход стока Q, м3/с (количество во­ды, протекающей через замыкающий створ в единицу времени), определяет­ся как отношение объема стока к его продолжительности:

Модуль стока q, м3/с*км2, вводится как отношение расхода к площади водо­сбора:

формула модуля стока принимает вид

для определения расхода:


 


42.Основы методики расчета снегового стока.

Расчёт стока от снеготаяния ведется при двух допущениях

1) снеготаяние происходит достаточно длительный период, т-е имеет место полный сток.

2) снеготаяние имеет место в тот период когда почва ещё замёршая следовательно впитывание отсутствует.

Qcн =С*F

где С модуль снегового стока, показывающий расход в м3/с с 1км2 повторяемостью 1/Т лет определяется по эмпирической формуле Соколовского

Qсн=С*F*δлбо

44 Водопропускная   способность труб,   применяемых   на железных   дорогах.  Режимы работы труб.

На пересечениях железной дорогой периодических водотоков размещают во­допропускные сооружения: трубы и мо­сты, лотки, дюкеры, акведуки и фильтру­ющие насыпи.

Водопропускные трубы различают по форме поперечного сечения, матери­алу и величине отверстия.

По форме поперечного сечения трубы делятся на прямоугольные и круглые, по материалу—на бетонные, железобе­тонные и металлические. Отверстием прямоугольной трубы называется шири­на, а круглой — диаметр «в свету» (рис. 7.31). В табл. 7.25. приведены ос­новные характеристики наиболее рас­пространенных типов труб, принятые по [6].

Круглые железобетонные и метал­лические трубы бывают одно-, двух - и трехочковые, а прямоугольные бетонные и железобетонные — одно- и двухочко-вые.

Отверстие труб следует назначать, как правило, не менее 1,0 м при длине трубы до 20 м; 1,25 м при длине трубы

Бетонные и железобетонные трубы обустраивают входными и выходными ого­ловками, предназначенными для обеспе­чения принятых в расчетах условий про­текания воды и устойчивости насыпи в местах сопряжения ее с трубой. Наилуч­шими гидравлическими характеристи­ками обладают раструбные оголовки. Металлические гофрированные трубы до­пускается устраивать без оголовков, при этом нижняя часть трубы с несрезанным концом должна выступать из насыпи на уровне подошвы не менее чем на 0,2 м, а труба со срезанным параллельно откосу насыпи концом должна выступать из тела насыпи не менее чем на 0,5 м.

Прямоугольные бетонные трубы при­меняются на периодических и постоян­ных водотоках; прямоугольные и круг­лые железобетонные трубы на периоди­ческих водотоках, а на постоянных толь­ко в районах со среднемесячной темпера­турой января не ниже минус 13 °С; ме­таллические трубы только на периоди­ческих водотоках. В районах, где воз­можно образование наледей, вместо труб  применяются мосты.

Трубы являются наиболее распрост­раненным типом водопропускных соору­жений. Не разрешается применять тру­бы в местах ледохода и корчехода, воз­никновения селей и образования наледи. Различают три гидравлических режима работы труб:

безнапорный. При безнапорном ре­жиме входное отверстие трубы не затоп­лено, и поток в трубе на всем ее протяже­нии имеет свободную поверхность;

полунапорный. При полунапорном режиме входное отверстие трубы затоп­лено, т. е. на входе труба работает пол­ным сечением, а на остальном протяже­нии трубы поток имеет свободную по­верхность;

напорный. При напорном режиме входное отверстие трубы затоплено и на всем протяжении (или большей его час­ти) труба работает полным сечением.

Наиболее безопасным является без­напорный режим, поэтому трубы, как правило, следует проектировать на этот режим работы. Полунапорный и напор­ный режимы разрешается предусматри­вать только для пропуска наибольшего расхода.

45.Определение отверстий малых водопропускных сооружений.

После размещения водопропускных сооружений на трассе, оконтурива-ния бассейнов и определения расходов подбираются типы и отверстия со­оружений. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы количество ти­пов и размеров сооружений на трассе было по возможности минимальным.

В современной практике проектирования железных дорог в основном применяются следующие типы водопропускных сооружений:

1)круглые железобетонные трубы отверстием от 1,0 до 2,0 м (одно-,
двух- и трехочковые);

2)прямоугольные железобетонные трубы отверстием от 1,0 до 4,0 м
(одно- и двухочковые);