Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика и организация производства», страница 3

Содержание темы: Цели, задачи, объект, предмет и методы дисциплины. Место и роль дисциплины в учебном процессе, связь с другими дисциплинами, требования к знаниям и навыкам при изучении дисциплины. Роль и значение самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины, методы контроля самостоятельной работы.

Методы: лекции, самостоятельная работа.

Литература: 7, 8, 10.

Тема 1. Общая характеристика рыночной экономики.

Цель темы: дать общую характеристику и разобрать основные элементы рыночной экономики.

Задачи темы:

1.  дать характеристику предпринимательской деятельности;

2.  рассмотреть основные элементы рыночного механизма;

3.  определить роль предприятия в рыночных отношениях.

Примерный объем изучения темы: 4 часа.

Содержание темы: Формы и модели экономических отношений. Общая характеристика предпринимательской деятельности. Характеристика экономической системы в условиях рыночных отношений. Основные элементы рыночного механизма. Структура и инфраструктура рынка. Предприятие в системе рыночных отношений.

Методы:лекции, самостоятельная работа.

Литература: 10, 19, 20, 23.

Вопросы для самопроверки:

1.  В чем выражается сущность предпринимательства?

2.  Как влияют цели предпринимательской деятельности на конечный результат работы предприятия питания?

3.  Что относится к объектам правовой деятельности в правоотношениях, связанных с непосредственным осуществлением предпринимательской деятельности?

4.  Какие формы экономических отношений являются наиболее устойчивыми и от чего это зависит?

5.  В чем сходство и в чем отличия основных элементов рыночного механизма?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.  Определите разницу в характеристиках экономических систем до 1917 г., в период с 1917 по 1985 гг, в перестроечный период (1985-1991 гг.), в период с 1991 по 2000 гг., в настоящее время, а также дайте прогноз возможных изменений в ближайшие 5 лет.

2.  Изучите структуру и инфраструктуру рынка, определите качественные изменения в структуре и инфраструктуре рынка в нашей стране за период с 1985 г. по настоящее время.

3.  Изучите роль и значение предприятия в системе рыночных отношений, определите разницу в деятельности предприятий в других системах отношений.

Тема 2. Место и роль потребительского рынка в общей системе экономических отношений.

Цель темы: определить место и роль потребительского рынка в системе экономических отношений.

Задачи темы:

–  дать экономическую характеристику потребительскому рынку;

–  определить основные отличительные особенности потребительского рынка;

–  рассмотреть взаимосвязь потребительского рынка с другим рынками в системе экономических отношений.

Примерный объем темы: 4 часа.

Содержание темы: Экономическая характеристика потребительского рынка. Объекты и субъекты потребительского рынка. Взаимосвязь экономических субъектов на потребительском рынке. Сфера обращения потребительских товаров: розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание. Развитие конкуренции на потребительском рынке. Перспективы развития потребительского рынка.

Методы: лекции, самостоятельная работа.

Литература: 7, 10, 11, 15.

Вопросы для самопроверки:

1.  Какие функции выполняет потребительский рынок?

2.  Чем отличается потребительский рынок от других рынков?

3.  Каковы основные объекты и субъекты на потребительском рынке?

4.  На основе каких принципов развивается конкуренция на потребительском рынке?

5.  Какие перспективы развития потребительского рынка наиболее эффективны в современных экономических условиях?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.  Проанализируйте основные направления развития потребительского рынка г. Москвы за последние 10 лет.

Тема 3. Предприятия питания в системе экономических отношений.

Цель темы: рассмотреть экономические и организационные основы функционирования предприятий питания в условиях рыночной экономики.

Задачи темы:

–  определить базовые принципы работы предприятий питания в экономической среде;

–  рассмотреть функции предприятий питания;