Международное право. Понятие, функция, теоретическая основа, страница 60

На основе этих актов в каждом государстве существуют свои внутренние нормативные акты, которые регулируют морское право в пределах морских зон, подпадающих под внутригосударственную юрисдикцию. К таким законам в РФ относятся ФЗ 1998 г. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ, ФЗ 1995 г. О континентальном шельфе РФ, ФЗ 1998 г. Об исключительной экономической зоне РФ, Кодекс торгового мореплавания 1999 г. Последний содержит такие важные понятия, как правовой режим морского порта, правовой статус капитана порта и многие иные положения, которые конкретизируют Конвенцию по морскому праву.

Виды морских пространств

С географической точки зрения мировой океан является единым. С правовой точки зрения пространства мирового океана делятся на 2 основные части:

1) пространства, находящиеся под юрисдикцией государств,

2) пространства, находящиеся за пределами суверенитета какого-либо государства.

Те морские пространства, которые находится под юрисдикцией государств называются прибрежными водами. К ним относятся в порядке удаленности:

1) внутренние морские воды,

2) территориальное море,

3) к нему примыкает прилежащая зона,

4) исключительная экономическая зона,

5) архипелажные воды,

Помимо непосредственно вод в национальную юрисдикцию включается участок морского дна, который начинается сразу за исключительной экономической зоной и носит название континентальный шельф. За пределами исключительной экономической зоны находится открытое море и район морского дна. Под морем понимается только водная поверхность. По внешней границе территориального моря проходит граница государств.

Внутренние морские воды

Согласно Конвенции 1982 г. к ним относятся заливы, бухты, лиманы, губы, ширина входа в которые не превышает 24 морские мили. К внутренним морским водам относятся воды исторических заливов (вход в которые превышает 24 морские мили), воды портов, а также воды, расположенные между береговой линией государства и прямыми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Одна морская миля равняется 1752 м.

Эти прямые исходные линии соединяют наиболее выступающие точки материка или цепи островов, удаленные от материка на расстояние, не превышающее максимально допустимой двойной ширины территориального моря, т.е. не более 24 миль.

Правовой статус внутренних морских вод является по сути таким же, как и материковая часть государства. Они находятся под исключительным суверенитетом прибрежного государства. Любая деятельность в этих водах регулируется исключительно внутренним законодательством прибрежного государства.

Особое значение в связи с внутренними морскими водами имеет правовое регулирование вод портов. И в м/н праве, и в национальном праве РФ все порты делятся на открытые и закрытые. В соответствие с законом 1998 г. для объявления порта открытым требуется постановление Правительства РФ. Все иностранные суда за исключением военных кораблей и других государственных судов, используемых вне коммерческих целей, могут свободно заходить в воды портов. Для военных кораблей и государственных коммерческих судов используется разрешительный порядок. При заходе в открытые порты коммерческие суда, члены их экипажа, а также пассажиры начинают подпадать под полную юрисдикцию прибрежного государства (уголовную, гражданскую, административную), однако это не касается статуса государственных некоммерческих и военных кораблей. Исключением из правила, когда не требуется получение разрешения для захода в порты являются чрезвычайные обстоятельства. Это может быть авария, стихийные бедствия, иные условия, угрожающие безопасности судна, членам экипажа и пассажирам. Иммунитет военных кораблей и государственных судов не освобождает данные корабли от обязанности соблюдать законы и обычаи прибрежного государства. В случае их нарушения прибрежное государство может потребовать такие корабли незамедлительно покинуть пределы порта и территориального моря прибрежного государства, а государство флага будет привлечено к международно-правовой ответственности.