Международное право. Понятие, функция, теоретическая основа, страница 53

В МГП до настоящего времени нет единства в терминологии. В частности, под МГП разные научные школы понимают различные правовые отношения:

1) традиционно российская школа м/н права (в т.ч. юрфак СПбГУ) под МГП понимает совокупность общепризнанных принципов и норм, а также специальных принципов, регламентирующих права и свободы человека, взаимные обязанности гражданина и государства, а также сотрудничество государств на м/н арене в сфере прав человека как в мирное, так и в военное время;

2) европейская и американская позиция: МГП понимается в узком смысле, т.е. как совокупность принципов и норм, регламентирующих права и свободы человека исключительно в условиях вооруженных конфликтов.  Отдельно западная школа выделяет право прав человека, которое регламентирует права и свободы человека в условиях мирного времени. Этой позиции придерживается ряд организаций, например,  М/н Комитет Красного Креста – международный гуманитарный субститут по Женевским конвенциям от 9 авг. 1949 г. о защите жертв войны, который занимается гуманитарной помощью, а не медициной ( в отличие от Федерации Красного Креста (полумесяца), национальных обществ Красного Креста).

Мы будем придерживаться российской (широкой) позиции.

Источники МГП:

1) Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 дек. 1948 г.,

2)Пакты о правах человека - 1966 г. о гражданских и политических правах и о социальных, экономических и культурных правах,

3) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (11 протоколов, 11-ый существенно пересмотрел положения конвенции, изменил структуру Европейского суда по правам человека, РФ участвует).

4) Акты спец действия:

- конвенции о предотвращении м/н преступлений, касающихся прав человека: конвенции против апартеида 1973 г., против геноцида 1948, расовой дискриминации 1965.

В источниках закреплены минимальные стандарты, которые не могут нарушаться ни при каких условиях, за исключением каких-либо чрезвычайных ситуаций (военные действия, чрезвычайные соображения государственной безопасности). Не могут ограничиваться:

- право на жизнь,

- право на свободу совести и вероисповедания.

Может ограничиваться свобода митингов, демонстраций, право на забастовку, корреспонденцию, свободу передвижения.

Европейские стандарты в МП в научных и практических целях часто отделяют от м/н стандартов. Ошибочным является представление о том, что европейские стандарты можно защитить в органах ООН, М/н суде ООН. Вообще европейский механизм эффективней. Европейская конвенция о гражданстве устанавливает стандарты в области гражданства.

Европейский суд не является органом Совета Европы, он учрежден на основе отдельного акта – Конвенции 1950 г.

М/н механизм защиты прав человека

Механизмы предусмотрены практически в каждой конвенции, направленной на защиту прав человека.

1) Устав ООН - многие положения связаны с защитой прав человека. Ст. 55: ООН способствует всестороннему уважению и соблюдению прав и свобод человека без различий по полу, религии, расе, языку.

Полномочиями наделен ЭКОСОС, который может давать рекомендации государствам  в связи с нарушениями прав человека, вытекающих из м/н обязательств. Под его руководством действует Комиссия по правам человека, в компетенцию которой входит рассмотрение любых гуманитарных вопросов, представление докладов и предложений ЭКОСОСу.

При секретариате ООН существует Центр по правам человека, который в частности занимается кодификацией вопросов по правам человека.

Учреждена должность Верховного комиссара по правам человека с 1993.

2) На основе каждого из пактов 1966 г. существует отдельный комитет:

- Комитет по социальным, экономическим и культурным правам, в организации деятельности которого участвует ЭКОСОС. Если где-то происходит нарушение, и ЭКОСОС примет соответствующее решение, то на место отправляются группы экспертов, которые фиксируют ситуацию и представляют соответствующий доклад в данный комитет. Одновременно комитет обязывает представить  свой доклад государство-нарушителя. Оба доклада заслушиваются в Комитете, и по факту их рассмотрения комитет выносит предупреждения, предписания  или рекомендации. Государство обязано подчиниться и выполнить соответствующее решение комитета, т.е. исполнить свое обязательство по заключенному ранее м/н договору в области прав человека.