Международное право. Понятие, функция, теоретическая основа, страница 59

От предоставления статуса беженца, вынужденного переселенца необходимо отличать принципиально иной институт – право убежища. Под правом убежища понимает юридически закрепленная возможность получения лицом разрешения на проживание на территории какого-либо государства по основаниям строго определенным м/н правом с одновременным возникновением комплекса прав и обязанностей отличных от гражданства, простого пребывания иностранных граждан, лиц без гражданства, а также институтов беженцев и вынужденных переселенцев. Право убежища регулируется таким нормативным актом, как Декларация о территориальном убежище 1967 г. Право убежища в национальных законодательствах может называться политическим убежищем, территориальным убежищем или носить иное наименование. В любом случае основной правового регулирования будет указанная Декларация, а также разработанные на ее основе национальные нормативные акты. Юридическим основанием предоставления политического убежища (так называется в РФ) является преследование за деятельность политического характера. Право убежища не может быть реализовано, если лицо преследовалось за неполитическое преступление, либо если наряду с политическим было совершено неполитическое преступление, признаваемое преступлением в стране, где убежище испрашивается.

Лица, получившие убежище, как и беженцы имеют на территории государства пребывания статус иностранных граждан, но в отличие от иных категорий иностранных граждан этим лицам предоставляется ряд льгот. В частности приобрести по упрощенной схеме гражданство государства пребывания, получение различного рода социальных пособий, этим лицам предоставляется жилье, но в отличие от беженцев им предоставляется жилье не в центрах временного размещения.

На уровне национального законодательства в РФ есть соответствующая норма в Конституции, а также существует Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденное Указом Президента 27 июля 1997 г.

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

Под ММП понимается совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств, регулирующих межгосударственные отношения по поводу их разработки, исследования и использования. Отрасль ММП как никакая другая отрасль м/н права строится на значительном количестве международно-правовых обычаев.

Важнейшими среди источников (кроме обычаев) ММП являются следующие:

- конвенции 1958 г., носящих общее название Женевские Конвенции ООН по морскому праву. Их 4:

1) Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне,

2) об открытом море,

3) о континентальном шельфе и рыболовстве,

4) об охране живых ресурсов открытого моря.

- Конвенция 1982 г. по морскому праву – это наиболее значимый нормативный акт как по числу участников, так и по сфере своего действия. Это своего рода кодифицирующий акт. Она вступила в действие только в 1994 г.

К специальным нормативным актам ММП относятся такие как:

- М/н правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г.,

- м/н Конвенция об охране человеческой жизни на море и протокол к ней 1988 (?) г.,

- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.,

- м/н Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязн-ю нефтью 1969 г. и протокол к ней 1973 г.,

- ряд конвенций по правилам перевозки опасных грузов в том числе ядерных отходов и различных загрязняющих морскую среду веществ (топливо, нефть),

- ряд конвенций, посвящ-ых добыче и переработке морских ресурсов, таких как отлов рыбы, крабов, морских животных,

- ряд конвенций – нормативные акты, регулирующие морское судоходство в различных районах плавания, а также соглашения, регулирующие раздел морских границ (делимитация - раздел исключительной экономической зоны, раздел по континентальному шельфу, разделение территориального моря).