Международное право. Понятие, функция, теоретическая основа, страница 58

2) не имеется оснований для признания лица в качестве беженца, но из гуманных соображений лицо не м.б. выдворено с территории РФ.

20.05.06 г.

Утрата статуса беженца

Основания для утраты статуса беженца

Они содержатся как в Конвенции о статусе беженцев 1951 г., таки в национальных законах государств-участников этой Конвенции. Если для государства действительны оба акта, то Конвенция носит рамочный характер, т.е. определять основы статуса беженцев, а закон будет регулировать статус напрямую, конкретные правоотношения с участием беженцев.

Основанием для утраты статуса беженца являются:

1) если лицо добровольно воспользовалось защитой страны своей гражданской принадлежности,

2) если лицо лишилось гражданства и снова добровольно его приобрело,

3) приобретение гражданства 3-его государства,

4) если исчезли основания в связи с которыми лицо приобрело статус беженца,

5) возврат на место жительства в страну, которую данное лицо ранее покинуло,

6) ряд правонарушений (преступлений) не политического характера, регулируемые как национальным, так и международным правом. Тяжесть преступлений, за которые лицо теряет статус беженца, устанавливает само государство-участник Конвенции.

В соответствии с Конвенцией 1951 г. по общему правилу беженцы кроме тех оснований, которые ведут к утрате статуса беженца, высылать нельзя за исключением случаев угрозы государственной безопасности и общественному порядку, причем ссылка на государственную безопасность и общественный порядок должна подтверждаться соответствующими внутригосударственными актами, причем в этом акте д.б. прямое указание на ту категорию лиц, которая подлежит высылке. При этом обычное введение чрезвычайного положения, военного положения не может являться основанием для высылки. Высылка возможна лишь на основе судебного решения, на обжалование которого беженцам д.б. предоставлен необходимый и разумный срок. Если всё-таки высылка неизбежна, то беженцы не д. высылаться в страны, из которых они прибыли и им д.б. предоставлен разумный срок для оформления въездных документов в 3-ьи страны, причем согласно обычно-правовому регулированию, национальному законодательству многих государств обязанность по оформлению выездных документов возлагается на государство, где эти лица статус беженца получили.

ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ

Под вынужденными преселенцами понимаются (на примере РФ) граждане РФ, за рядом исключений, покинувшие место своего жительства вследствие совершенного в отношении данного лица, членов его семьи насилия, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, определенной социальной группы, а также иных соображений, ставших поводом для проведения дискриминационной кампании в отношении конкретного лица или группы лиц, а также массовых нарушений общественного порядка. В отличие от беженцев вынужденный переселенец сменяет место жительства как правило в пределах одного государства. Могут быть вынужденными переселенцами и иностранные граждане, однако требованием для предоставления статуса вынужд-ого переселенца будет обязательное наличие вида на жительства у иностранного гражданина на территории РФ. То же требуется и для лица без гражданства (апатрида). Впервые введение термина ВП было использовано в нормативных актов в связи с созданием СНГ и уже после этого он стал активно использоваться как в национальных законодательствах, так и в м/н практике. В настоящее время этот термин активно используется в ОБСЕ в связи с его миссиями.

ПРАВО УБЕЖИЩА