Международное право. Понятие, функция, теоретическая основа, страница 35

Совет по опеке. Ему посвящена глава 15 Устава ООН. Всего 111 статей в Уставе. В свое время под руководством этого органа была создана м/н система опеки, которая предназначалась для управления территориями, которые ранее были включены двусторонними соглашениями между ООН и опекаемым государством, а также перешли в порядке правопреемства от Лиги наций. Что включало в себя соглашение по опеке?

1) обозначение или определение власти, которую будет осуществлять управление данной территорией. Власть – это 3-ье государство – государство-опекун,

2) условия, на которых эта власть будет осуществлять опеку. Мандат на опеку выдавался, как правило, на определенный промежуток времени и продлевался лишь в исключительных случаях. По его истечении государство становилось самостоятельным и выходило из-под м/н опеки. Последним таким государством в 1994 году были острова Палау, которые находились под опекой США. М/н Совет по опеке и Совет по опеке действовал всегда под непосредственным контролем Генеральной Ассамблеи и по мере необходимости и обязательно ежегодно предоставлял на утверждение Генеральной Ассамблее доклады. На протяжении всей деятельности Совета по опеке в его состав обязательно входили 5 постоянных членов Совбеза.

По поводу реформирования М/н Совета по опеке:

1) 1-ое решение – радикальное – упразднить М/н Совет по опеке,

2) компромиссное – наделить Совет по опеке качественно новыми функциями. Высказываются мнения, что неплохо было бы установить нечто вроде похожей опеки, но не над государствами, а Совета по опеке над проблемными территориями – горячими точками, колониями.

М/н Суд ООН, который в нормативных актах называется просто М/н суд. Основной учредит-ый акт, рег-щий его деятельность, - наряду с Уставом ООН – статут М/н суда, который является неотъемлемой частью Устава ООН, который принимался одновременно с Уставом. Суд состоит из 15 судей. Согласно статуту среди судей не может быть двух гражданин одного государства. В выборах судей принимают участие 2 органа – Ген. Ассамблея и Совбез, причем в отличие от приема новых государств выборы судей М/н суда происходят независимо в двух органах одновременно. Списки кандидатов, которые формируются по рекомендации заинтересованных государств Постоянной Палатой Третейского суда в Гааге, предоставляются одновременно в Генеральную Ассамблею и Совбез. Для победы каждый кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов и в Совбезе, и в Генеральной Ассамблее. Обновление состава происходит на треть каждые 3 года. Судьи избираются на 9 лет. Они обладают правом переизбрания, дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Место его нахождения – Гаага, Нидерланды.

Функции М/н суда:

- суд рассматривает споры исключительно между государствами, причем как участниками ООН, так и неучастниками. Чтобы передать дело в М/н суд необходимо получить согласие всех участников м/н спора. Если кто-то из участников спора отказывается дать такое согласие, то этот спор не будет регулироваться данным судом. Вместе с тем такое согласие государства могут выразить заранее, причем они могут согласиться заранее с рассмотрением любого спора относительно всех дел или с определенной группы дел,

- тоже основная функция – дача консультативных заключений по запросам соответствующих органов ООН. Таким правом наделены Генеральная Ассамблея и Совбез, остальные только по согласованию с Генеральной Ассамблеей.

Ст. 38 Статута М/н суда, которая определяет круг источников М/н суда ООН, причем эти источники отличаются от источников м/н права. Источники М/н суда – на что опирается суд при вынесении своих решений или даче консультативных заключений. К ним относятся и судебные решения, и доктрины, и мнения квалифицированных специалистов по м/н праву.

Секретариат ООН. Только в ООН является главным органом.

Назначение - обслуживание органов ООН, в т.ч. материально-техническое обеспечение и осуществление руководства программой органов.