Цель и задачи курса "Организация производства". Расчет и анализ ПЦ сложного процесса. Система управления качеством. Организация и нормирование труда, страница 30

Функции управления отражают конкретное содержание управленческой деятельности как самого организатора производства так и аппарата управления и характеризует вид этой деятельности и совокупность обязанностей закрепленных за определенным лицом или подразделением, а также назначение того или иного звена управляющей системы.

Функции управления рассматриваются с точки зрения их носителей, т.е. конкретных работников управленческого аппарата (руководители, специалисты и технические исполнители) и с точки зрения выполняемых работ.

Рассмотрим основные функции управления.

Функции и характер выполняемых работ

Носители функций

1. Организационные, т.е. подбор и расстановка кадров; организация производства, труда; организация работы аппарата управления.

Директор и его замы, их аппарат, цеховой линейный персонал

2. Исследовательские и проектные СОНТ

Главный инженер и его аппарат

3. Нормативные, т.е. разработка нормативной базы управления и организации производства

Главный технолог, главный экономист, зам. директора и его аппарат

4. Плановые функции, т.е. оперативно-производственное, технико-экономическое, перспективное и стратегическое планирование

Директор, его замы, и его аппарат

5. Обеспечивающие, т.е. обеспечение производства материалами, энергией, инструментами, транспортом и т.п.

Зам. директоры и их аппарат

6. Бытовые, т.е. реализация продукции, реклама и внешние связи.

Зам. директора по сбыту и его аппарат

7. Учетные, контрольные и аналитические, т.е. статистический, финансовый и оперативный учет; технический, финансовый и оперативный контроль; экономический анализ

Директор, главный экономист, главный бухгалтер, начальники цехов и их аппарат

Тема “Организационные структуры управления”

Назначение и основные элементы организационной структуры управления.

Слово “структура” означает совокупность элементов, связей и отношений между ними характеризующие структуру как нечто целое.

Организационную структуру управления (ОСУ) можно определить как совокупность управленческих органов между которыми существует система взаимосвязей обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей предприятия.

ОСУ строится с учетом следующих факторов:

-  целей и задач предприятия

-  производственных и управленческих функций

-  факторов внутренней и внешней среды

В структуре управления выделяют следующие элементы:

-  звенья (отделы)

-  уровни (ступени управления)

-  связи горизонтальные и вертикальные

Все элементы структуры взаимосвязаны между собой. Рассмотрим их подробнее.

Звено управления (отдел) – это организационно-обособленный самостоятельный орган управления. Главный принцип формирования – это функции выполняемые данным отделом. Связи между отделами - горизонтальные.

Уровень управления можно описать как группу отделов занимающих определенную ступень в управленческой иерархии. Связи между уровнями – вертикальные, имеющие характер последующего подчинения, начиная с нижнего и заканчивая верхним.

ОСУ объединяет человеческие и материальные ресурсы и упорядочивает связи между ними.

Все структуры независимо от размера и назначения имеют одно общее свойство – они формируются для выполнения функций которые ведут к достижению целей предприятия.

ОСУ имеют большое число видов и форм. В зависимости от степени выраженности содержащихся в них 3-х компонентов:

-  сложности

-  формализации

-  централизации

Структуры делятся на 2 указанные выше группы:

а) механистические

б) органистические

Механистическая организационная структура характеризуется большой сложность, большим числом подразделений по горизонтали, большим числом уровней, высокой степенью формализации, ограниченной информационной сетью и низким уровнем участия всего управленческого персонала в принятии решений.