Сущность, принципы и функции маркетинга. Основные приёмы маркетинга. Товарная политика компании. Сбытовая политика предприятия, страница 15

В) Рыночная атрибутика товара – оформление индивидуального рыночного лица товара. Речь идёт о том, чтобы товар фирмы был узнаваем потребителями. К рыночной атрибутике товара относятся: товарная марка (знак), упаковка и маркировка товара.

Товарная марка (бренд) – имя, знак или символ (рисунок или их сочетание), требующийся для того, чтобы различать товары разных изготовителей. Если товарная марка имеет высокий имидж (образ, репутацию, мнение широкой публики о фирме, её товарах) или товарная марка уже широко опознаваема, обеспечивает сильную привязанность покупателей, то такая товарная марка характеризуется как бренд. Категория «товарная марка» - это обобщённое понятие, которое должно иметь конкретные формы своего выражения. Такими конкретными формами товарной марки являются:

а) фирменное имя – это буква, слово или их группы, которые можно произнести (КАМАЗ, ВАЗ);

б) фирменный знак – это символ, рисунок, цвет и другие обозначения, которые можно опознать, но нельзя произнести;

Овал: R          в) товарный знак – это товарная марка или любая её часть (конкретная форма), которая защищена юридически силой закона (Coca-Cola). Если товар зарегистрирован, то он сопровождается буквой    

Правовая охрана товарных знаков осуществляется более чем в 160 странах, а более чем в 90 странах защита на уровне законов, например, в РФ в сентябре 1992 г. принят закон «о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». В этом законе установлено, что никто не может использовать знак без разрешения его владельца, регистрация знака действует на 10 лет и может быть продлена ещё на 10 лет. Товарный знак может быть уступлен его владельцем по договору.

Основные требования к товарному знаку:

1) простота – минимум линий, отсутствие мелких, плохо читаемых        деталей и всего, что мешает быстрому и точному запоминанию;

2) индивидуальность знака, но он не может быть похожим на изделие;

3) привлекательность;

4) охраноспособность – возможность его зарегистрировать официально.

Знак следует всегда выделять – писать в кавычках или круге, знак не склоняется! Продукция без товарного знака (нефирменная) имеет ряд преимуществ перед фирменной:

- экономия на расходах (маркетинг, юридическую защиту, на производство);

- жёсткая ценовая конкуренция;

- низкая степень известности на рынке.

Фирменная продукция требует больших расходов, но имеются преимущества: более высокая цена; преданность потребителей товарному знаку; возможность провести дифференциацию продукции.

Упаковка должна обеспечивать: предохранение товаров от порчи и повреждения; создание рациональных единиц для транспортировки, погрузки, выгрузки и складирования товара; создание наилучших по весу и объёму единиц для продажи товара; создание рекламы товара, т.е. отличаться от упаковки конкурентов; передавать товару его образ; помогать покупателю в поиске товара…

Неразрывной частью проектирования упаковки является маркировка товара, т.е. применение этикеток (ярлыков) и штрихового кодирования. Эти части маркировки должны нести информацию о товаре, его использовании.

В условиях глобальной компьютеризации в странах Европы, в Америке и других странах стали применяться штриховые коды. В 1977 г. создана европейская социация пользователей системы штрихового кодирования. Каждой стране присвоен свой номер и трехзначный код. Если предприятие зарегистрировано в этой европейской социации, то в любой стране будут знать, кто этот товар изготовил и в какой стране.

Г) Одним из элементов неценовой конкуренции является сервис, т.е. до- и послепродажное обслуживание товара, причём особенно при выпуске технически сложных изделий производственного и бытового назначения.

Сервис необходим: на конкурентном рынке; на протяжении всего срока экономически целесообразной эксплуатации изделий; для машинного оборудования; транспортных средств…

Сервис подразделяется на два вида: