Сущность, принципы и функции маркетинга. Основные приёмы маркетинга. Товарная политика компании. Сбытовая политика предприятия, страница 12

Товар, попав на рынок, живёт своей товарной жизнью, называемой а маркетинге жизненным циклом товара. Его смысл раскрыл Леввит (1965 г.)

ЖЦТ – период, в течение которого товар находит своих покупателей.      

     Схема этапов ЖЦТ:

                  Сбыт

Прибыль          этап                э. внед-  э. роста    э. зрелости   э. спада

(ден. ед.)           НИОКР         рения                     и насыщ.

 


                                                                                                               сбыт

                                                                                                                        

 


                                                                                                            прибыль

           0                                                                                                        t

Продолжительность ЖЦТ зависит от ряда факторов – техническая сложность изделия, объём инвестиций в развитие товара на сбыт и на маркетинг, наличие конкурентов, качество маркетинговых исследований и соответствие программы (4 П) интересам рыночных сегментов. ЖЦТ может быть продлён. Этот процесс выражается на схеме:

Объём продаж

 


 

 


                                                 1                       2                       3               

                                                                                                                  t 

     0          рост      насыщение

1. Новые потребители (рынки).

2. Новые сферы использования товара.

3. Новые модификации товара.

Знание этапов жизненного цикла необходимо для того, чтобы иметь специфическую ту или иную стратегию в комплексе маркетинга.

       сбыт

     

прибыль                         этап               этап               этап                  этап

(ден. ед.)                         внедрения   роста              зрелости          спада

потребители                  новые             массовый     массовый       консерваторы

                                                                 рынок          сегмент         и отстающие

основные                       расширение  углубление    сегментация  изъятие

стратегич.                       рынка          рыночных      защита своей наиболее

усилия                                                  позиций       доли рынка      убыточных

                                                                                                    изделий

товар                             осн. вариант  усовершенс. дифференц.     сохран.

                                                     товар              товар            первонач.

                                                                                                             идеи товара                                                                                                                           

цена                                высокая        высокая, но   сравнительно  выборочно

                                                    понижается    низкая             низкая

                                                                                                                        t

Маркетологи из опыта, из практики определили наряду с традиционной кривой ЖЦТ кривые для особых случаев.

  Q                              Q                                 Q                                Q

 


             t                                t                                  t                                   t

традиционная        1. бум товара          2. увлечение           3. продолжительное