История экономических учений: Пособие (программа курса, краткое содержание тем курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету), страница 8

6. Экономические идеи В. И. Ленина. Концепция империализма.

Л.: [21], [23], [55], [56], [58]–[62], [65], [66], [68]–[70], [72], [75], [77], [79], [88], [89], [92], [93], [102], [104], [110], [113], [115], [116], [121]–[124], [126], [130], [132].

Вопросы для обсуждения

1. Сравнительный анализ концепций воспроизводства физиократов и К. Маркса.

2. В чем различие денег как всеобщего эквивалента и как капитала в теории К. Маркса?

3. Почему К. Маркс считал учение о прибавочной стоимости центральным пунктом своей теории?

4. Какие идеи А. Смита и Д. Рикардо были развиты К. Марксом?

5. Каковы отличия в распределении доходов будущего общества у Ш. Фурье, Р. Оуэна и А. Сен-Симона?

6. Каковы источники экономического роста в теории воспроизводства К. Маркса?

7. На какие философские идеи Ф. Гегеля опирался в своей методологии К. Маркс?

8. Каковы критерии выделения в истории человеческого общества общественно-экономических формаций?

9. Какую роль отводил К. Маркс противоречиям в развитии общества?

10. В чем состоит развитие К. Марксом представлений классиков о природе стоимости (ценности) товара?

11. Почему К. Маркс уделял слишком незначительное внимание понятию «потребительная стоимость товара»?

12. Почему К. Маркс выступал с резкой критикой теории факторов производства Ж.-Б. Сэя?

13. Как возникли монополии, по мнению В. И. Ленина?

Тесты

Выберите один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов.

1. Как определял сущность понятия «стоимость» К. Маркс?

Варианты ответа:

а) затраты конкретного труда;

б) ценность товара;

в) экономическое отношение между продавцом и потребителем;

г) затраты общественно необходимого рабочего времени.

2. Какие законы гегелевской диалектики использовал К. Маркс?

Варианты ответа:

а) перехода количественных изменений в качественные;

б) отрицания отрицания;

в) общественного воспроизводства;

г) развития общества по общественно-экономическим формациям;

д) единства и взаимопроникновения противоположностей;

е) все ответы верны.

3. Какое учение об историческом развитии человеческого обще-
ства было разработано К. Марксом?

Варианты ответа:

а) о стадиях экономического роста;

б) об общественно-экономических формациях;

в) об экономическом дарвинизме;

г) о стадиях индустриализации общества.

Темы рефератов

1. Генезис и эволюция рынка в теории К. Маркса.

2. Характеристика основных экономических сочинений К. Маркса.

3. Основные проблемы книги «Капитал» К. Маркса.

4. Работа В. И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма».

5. Учение о происхождении и сущности денег К. Маркса.

6. Учение о прибавочной стоимости.

7. Всеобщий закон капиталистического накопления в книге «Капитал» К. Маркса.

8. Учение о заработной плате К. Маркса.

9. Теория общественного воспроизводства в книге «Капитал»
К. Маркса.

10. Учение об абсолютной и дифференциальной земельной ренте в книге «Капитал» К. Маркса.

11. Р. Оуэн — теоретик, экспериментатор и фабрикант, родоначальник национального профсоюзного движения.

Тема 4. Возникновение и эволюция
неоклассического направления

Основные понятия: неоклассическое направление, маржинализм, математический анализ функциональных зависимостей, теория предельной полезности и предельной производительности, предельный доход, предельные издержки, теория потребления, теория вменения, рыночное равновесие, парето-эффективность, закон спроса, закон предложения, эластичность, микроэкономика, предельная производительность труда и капитала, редкость, полезность.

План занятия 1

1. Предшественники маржинализма (Г. Госсен, А. Курно, И. Тюнен).

2. Маржинализм как методология.

3. Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк).

4. Лозаннская школа (Л. Вальрас, В. Парето).

План занятия 2

1. Кембриджская школа. Теория А. Маршалла и А. Пигу.