История экономических учений: Пособие (программа курса, краткое содержание тем курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету), страница 16

6. Экономическая мысль купеческой России XI–XIV вв.

3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Тема 3. Утопический социализм и пролетарская
политическая экономия

Основные понятия: меркантилизм, материализм, утопический социализм, капитализм, общественно-экономическая формация, деньги как всеобщий эквивалент, деньги как всеобщий капитал, прибавочная стоимость, накопление капитала, простое и расширенное воспроизводство, кругооборот капитала, предпринимательский доход, дифференциальная и абсолютная рента, всеобщий закон капиталистического накопления, социально-экономические отношения, рабочий класс, эксплуатация, наемный труд, абстрактный и конкретный труд.

План занятия

1. Философские воззрения и методология исследования К. Маркса.

2. Теория стоимости и прибавочной стоимости.

3. Книга «Капитал» К. Маркса, ее структура и основные проблемы.

Л.: [2], [3], [6], [13], [19]–[21], [30], [41], [42], [51], [52], [54], [62].

Тема 6. Институционализм

Основные понятия: институты, институционализм, неоинституцио-нализм, теория прав собственности, теория общественного выбора, теория социальных конфликтов, деловой цикл, конъюнктура, трансформация, конвергенция, технократия, теория «человеческого капитала».

План занятия

1. Социально-психологический институционализм Т. Веблена. Работа «Теория праздного класса» Т. Веблена.

2. Социально-правовое и конъюнктурно-статистическое направление институционализма (Дж. Коммонс, У. К. Митчелл).

3. Неоинституциональное направление. Теории Д. Белла, У. Рос-
тоу, Дж. Гэлбрейта, Й. Шумпетера и О. Тоффлера.

Л.: [5], [7], [9]–[17], [19]–[21], [34], [35], [40], [41], [46], [49], [51], [52].

4. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА

Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений.
Экономические учения Древнего Мира и периода
феодализма. Меркантилизм — первая школа
политэкономии

Слово «экономика» возникло в IV в. до н. э. (от гр. оikonomia — управление хозяйством). Таким образом, предмет исследования первоначально сформировался как наука о правилах ведения домашнего хозяйства. Родоначальником науки считается Платон (известны работы «Государство» и «Законы»). Первым, кто ввел термин «политическая экономия», явился известный поэт, дуэлянт, руководитель восстания гугенотов, видный меркантилист А. Монкретьен (1615 г.).

Объектом исследования первоначально являлось домашнее хозяйство (микроуровень). Первой школой экономической теории считается меркантилизм (XIV–XVIII вв.), представители которого рассматривали сферу обращения как область человеческой деятельности, где создается богатство нации, рента. И лишь физиократы перенесли объект исследования в сферу производства, доказав, что именно в сельском хозяйстве создается рента. Классическая школа (XVIII в.) включила в объект исследования уже все отрасли производства, в том числе промышленность.

Видный представитель физиократов Ф. Кенэ сделал исторический шаг, избрав объектом исследования экономической теории макроуровень при анализе схемы простого воспроизводства.

Первые экономические мысли уходят в глубь веков, в I тысячелетие до н. э. Они изложены в следующих трудах:

1. Трактате «Поучения гераклеопольского царя своему сыну» (ХХII в. до н. э., Древний Египет), содержащем обоснование необходимости центрального управления государством и экономикой, а также материального поощрения работников.

2. «Речение Ипусера» (XVIII в. до н. э., Древний Египет), в котором обосновывается принцип наследственности богатств и титулов как единственный способ выделения знати.

3. «Кодекс законов» Хаммурапи (XVIII в. до н. э., Древняя Месопотамия), в котором рассматриваются следующие законы хозяйствен-ной политики:

·  ограничение экономических форм эксплуатации (процент ростовщиков не должен быть более 20 % суммы; долговое рабство, независимо от суммы долга, не должно превышать трех лет; запрет продажи земельного надела за долги);

·  управление экономикой с помощью правовых норм.