История экономических учений: Пособие (программа курса, краткое содержание тем курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету), страница 23

Австрийской школой была разработана теория ценности. Согласно этой концепции, в основе цены товара (в более широком толковании — «блага») лежит субъективная оценка данной полезности, точнее, предельной полезности, которая формируется участниками экономического процесса.

Под предельной полезностью понимается субъективная оценка каким-либо индивидуумом потребительского блага. Основателем австрийской школы считается профессор Венского университета Карл Менгер (1840–1921 гг.). Он первым сделал следующее:

·  Изложил теорию предельной полезности, утверждая, что предельная полезность блага определяется двумя факторами: интенсивностью индивидуальной потребности и редкостью конкретного блага.

·  Рассмотрел влияние предельной полезности на процесс ценообразования, имея в виду рынок с фиксированной величиной предложения товара. В этих условиях ценность того или иного товара (блага) ставится в зависимость только от спроса, который изменяется в зависимости от предельной полезности этого блага. Это послужило К. Мен-геру основанием для формирования принципа снижающейся полезности. Согласно ему, стоимость однородного блага определяется максимальной стоимостью, которой обладает последняя единица запаса.

·  Создал теорию, раскрывающую проблему отношения между благами и людьми, где важную роль играет вопрос о месте конкретного блага внутри иерархии благ.

Фридрих Визер (1851–1926 гг.), профессор Венского университета, развил идеи К. Менгера следующим образом:

·  Разработал теорию производительных благ, в основе которой был использован принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства.

·  Ввел понятие «предельный продукт», на основе которого сформулировал закон Визера: предельная полезность предельного продукта обусловливает цену производительного блага, которое пошло на его изготовление, и соответствующую часть издержек производства, которые определяют предельные полезности других, непредельных потребительских продуктов, произведенных из указанного блага.

Самым видным представителем австрийской школы признан Эйген фон Бем-Баверк (1851–1914 гг.) — профессор Венского университета, президент Австрийской академии наук и министр финансов Австрии. Им была сформулирована отличная от позиции К. Менгера концепция ценообразования, в которой он выводит «субъективную» и «объективную» стоимости. «Субъективная» стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом. «Объективная» ценность — это меновые пропорции цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. Введение данной категории обусловило необходимость объяснения механизма измерения, соизмерения цен в денежном выражении. Поэтому Э. Бем-Баверком вводится понятие предельной полезности денег. Она соизмеряется с суммой предельных полезностей товаров, которые индивидуум может приобрести на последнюю единицу своего денежного дохода.

Э. Бем-Баверком также создана субъективно-психологическая кон-цепция прибыли. Для субъекта с рациональным поведением, каковым является собственник денежного капитала, определенное благо имеет большую ценность в настоящем, чем в будущем. Причина в том, что индивидуум предполагает возрастание в перспективе запаса данного блага, а следовательно уменьшение предельной полезности этого блага в будущем по сравнению с настоящим. Тем самым происхождение процента связывается Бем-Баверком с влиянием фактора времени.

Основоположниками лозаннской (математической) школы являются такие крупные экономисты-математики первой половины XIX в., как Н. Капаро, А. Курно, Ж. Дюпюи, Г. Госсен, которые заложили основы математической концепции общего экономического равновесия. Во второй половине XIX в. их преемники — Л. Вальрас (1834–1910 гг.), У. Джевонс (1835–1882 гг.), В. Парето (1848–1923 гг.), Ф. Эджуорт (1845–1926 гг.) — внесли большой вклад в развитие этой концепции.