История экономических учений: Пособие (программа курса, краткое содержание тем курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету), страница 20

Важное значение имели исследования Д. Рикардо в области денежно-кредитного обращения: количественная теория денег, обоснование инфляции как процесса обесценивания бумажных денег. Рикардо предложил выпускать в обращение страны ровно столько
денег, сколько золота содержится в казне (политика «золотого стандарта»), отобрать у частных банков право эмиссии денежных знаков, передав его Английскому банку и сделав его национальным. Он обосновал экстенсивное и интенсивное расширенное воспроизводство.

Мелкобуржуазные исследования С. Сисмонди, Ж. Б. Сэя, Дж. Милля (XVIII в.), относившихся к классической школе, внесли в копилку экономических знаний теорию трех факторов производства (труд, земля, капитал), участвующих в создании прибыли. Обоснованы были также концепция идеальности рыночного механизма, его саморегуляции через механизм цен и свободную конкуренцию, идея бескризисного развития рыночной системы.

Тема 3. Утопический социализм и пролетарская
политическая экономия

Развитие промышленности, формирование рабочего класса XVIII–XIX вв., усиление степени его эксплуатации породили экономические взгляды-мечты об идеальном, справедливом обществе. Представителями социалистов-утопистов являются А. Сен-Симон и Ш. Фурье во Франции, Р. Оуэн в Англии.

Свои идеи утописты XVIII–XIX вв. в значительной степени заимствовали у ранних утопистов XIV–XVI вв. Т. Мора и Т. Кампанеллы. Так, идея о всеобщем равенстве, всеобщности труда, справедливом распределении доходов рассматривалась в работе Т. Мора «Утопия» и трудах А. Сен-Симона, Р. Оуэна. В будущей трудовой ассоциации («фаланге») Ш. Фурье предлагает интересный принцип распределения: 5/12 дохода — по труду, 4/12 — по капиталу и 3/12 — по таланту.
Р. Оуэн представляет будущее общество как систему кооперативов, где действует основной принцип распределения «каждому — по труду» и отсутствует частная собственность. Более того, он вводит на фабрике ограничение продолжительности рабочего дня с 14 до 10 часов, запрет детского труда до 10 лет, облегчает физический труд рабочих различными техническим приспособлениями.

Положение о справедливости в распределении доходов у утопистов заимствовала затем пролетарская школа.

Карл Маркс (1818–1883 гг.) — главный представитель пролетарской политической экономии. Главный его труд — «Капитал».

В своих исследованиях К. Маркс опирался на законы диалектики, открытые Ф. Гегелем: законы единства и взаимопроникновения противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. Источником экономического развития
К. Маркс считал социально-экономические противоречия, и в первую очередь классовые. Он создал свою философско-историческую концепцию развития общества, основанную на учении об общественно-экономических формациях. Взгляды пролетарской школы базировались на трудовой теории стоимости классической школы и принципах будущего общества социалистов-утопистов.

На основе своей методологии исследования К. Маркс разработал следующие теоретические концепции:

·  Теорию прибавочной стоимости. Вся стоимость товара создается только трудом наемного рабочего, однако ему в качестве заработной платы выплачивают только часть этой стоимости. Другая часть в виде прибавочной стоимости безвозмездно присваивается капиталистом, что составляет суть эксплуатации наемного труда. Поскольку капиталисты стремятся увеличить прибавочную стоимость, эксплуатация в рамках капитализма неизбежна и непреодолима, для ее устранения необходимо провести насильственную экспроприацию.

·  Теорию денег. К. Маркс впервые дал другую обоснованную кон-цепцию происхождения, сущности и функционирования денег: деньги возникли в ходе эволюции товарного обмена. Он дал характеристику пяти функций денег.

·  Теорию общественного воспроизводства. К. Марксом описана модель общественного воспроизводства, показаны источники и механизмы накопления и экономического роста, выделены типы простого и расширенного воспроизводства.