История экономических учений: Пособие (программа курса, краткое содержание тем курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету), страница 11

1. Австрийская школа. Экономические взгляды К. Менгера,
Э. Бем-Баверка, Ф. Визера.

2. Лозаннская школа. Экономические взгляды В. Вальраса и
В. Парето.

3. Отличие кембриджской школы от классической, австрийской и лозаннской школ.

4. Основные положения работы А. Маршалла «Принципы экономической науки».

5. Структура и содержание работы «Распределение богатства»
Дж. Б. Кларка.

6. «Теория ожидания» Э. Бем-Баверка (по работе «Основы теории ценности хозяйственных благ»).

7. Работа «Теория общественного хозяйства» Ф. Визера.

8. Основные категории маржинализма в работе К. Менгера «Основания политической экономии».

9. Сущность олигополии в работе Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции».

10. Работа «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон.

Тема 5. Кейнсианство и его эволюция

Основные понятия: великая депрессия, кейнсианская революция, совокупный спрос, основной психологический закон, предпочтение ликвидности, совокупное предложение, макроэкономическая модель, производительный (инвестиционный) спрос, теория мультипликатора, мультипликаторы дохода и инвестиций, склонность к потреблению, принципы акселерации, кумулятивный процесс, индуцированные инвестиции, экономическая динамика, неоклассический синтез.

План занятия

1. Кейнсианство как теоретическая база «активного» государствен-ного вмешательства в экономические процессы. Новизна предмета
и метода в работе «Общая теория занятости, процента и денег»
Дж. М. Кейнса.

2. Теория «эффективного спроса». Разработка «мультипликационного» эффекта (Р. Ф. Кан), доктрины «предпочтения ликвидности», «дешевых денег». Преодоление дихотомии реального и денежного секторов.

3. Теории экономической динамики Э. Хансена, Е. Домара, Р. Хар-рода. Принцип акселерации (А. Афталион).

4. Основные направления посткейнсианства: неортодоксальное кейнсианство в США (П. Дэвидсон, С. Вайнтрауб), левое кейнсиан-
ство в Великобритании (Дж. Робинсон).

5. Формирование «неоклассического синтеза». Работа «Экономика» П. Самуэльсона и Дж. Хикса.

Л.: [32], [34]–[36], [39], [43]–[45], [52], [57]–[61], [64]–[69], [73]–[76], [78]–[80], [82], [89], [90], [93], [96], [97], [102], [104], [106], [111], [113], [116], [122].

Вопросы для обсуждения

1. Кому из экономистов принадлежит идея мультипликатора? Что она означает? Что выражает кейсианский мультипликатор доходов?

2. Что выражают кейнсианские мультипликаторы инвестиций и доходов?

3. Механизм нарушения экономического равновесия, его причины и последствия, функциональная зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходами.

4. В чем состоит суть «кейнсианской революции»? Почему она положила начало новому направлению в экономической науке?

5. Принцип акселерации и причины явления акселерации.

6. Уравнение национального дохода Дж. М. Кейнса.

Тесты

Выберите один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов.

1. Каковы причины написания Дж. М. Кейнсом работы «Общая теория занятости, процента и денег»?

Варианты ответа:

а) рост монополий;

б) автоматическая регуляция рыночной экономики;

в) регулирование капитализма;

г) свободный выход из кризиса;

д) снижение цен на продукты питания;

е) ограничение денежной массы;

ж) полная занятость.

2. Что из нижеперечисленного отстаивал Дж. М. Кейнс?

Варианты ответа:

а) «невидимую руку рынка»;

б) автоматическую регуляцию рыночной экономики;

в) регулирование капитализма;

г) свободный выход из кризиса;

д) снижение цен на продукты питания;

е) ограничение денежной массы;

ж) полную занятость.

3. Какие, по мнению Дж. М. Кейнса, причины привели к великой депрессии?

Варианты ответа:

а) высокие цены на товары;

б) гипертрофированная денежная масса;

в) недостаточный совокупный спрос;

д) недостаточный потребительский спрос;

е) ограниченность ресурсов;

ж) полная занятость;

з) недостаточный расход доходов;

и) предпочтение ликвидности;

к) недопотребление;

л) опережение роста доходов относительно потребления;