История экономических учений: Пособие (программа курса, краткое содержание тем курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету), страница 6

4. Меркантилизм как первая школа политэкономии эпохи разложения феодализма.

5. Работа «Город солнца» Т. Кампанеллы, труды Т. Мора как первых социалистов-утопистов.

6. Труды «Никомахова этика» и «Политика» Аристотеля.

7. Взгляды Аквината (Фомы Аквинского).

8. Трактат «Артхашастра» Каутильи.

9. Трактат «Домострой» Ксенофонта.

10. Труды «Государство» и «Законы» Платона.

Тема 2. Классическая школа: возникновение,
расцвет, разложение

Основные понятия: товар, стоимость товара, рынок, классическая школа, распределение дохода, физиократия, воспроизводство общественного продукта, трудовая теория стоимости, цена товара, объективный экономический закон, теория денег, капитал, богатство нации, оптимальное ценообразование, факторы производства, заработная плата, прибыль, процент, рента, национальный доход, чистый доход, общественный класс, свободная конкуренция.

План занятия

1. Характеристика условий формирования и генезиса классической школы.

2. Школа физиократов. Труд «Экономическая таблица» Ф. Кенэ.

3. У. Петти, его методология и экономические воззрения. «Трактат о налогах и сборах» Петти. П. Буагильбер как родоначальник французского направления классической политэкономии.

4. Особенности методологии исследования А. Смита. Труд «Исследование о природе и причинах происхождения богатства народов» А. Смита. Теоретическая система Д. Рикардо как завершение экономических идей А. Смита.

5. Мелкобуржуазные течения: теоретические воззрения Т. Мальтуса в его работе «Опыт о законе народонаселения», закон рынков и тео-рия трех факторов производства Ж.-Б. Сэя.

Л.: [2], [3], [26], [27], [31], [38], [40], [53]–[55], [58]–[62], [64]–[73], [75]–[78], [80], [85], [88], [89], [93], [95], [97], [100]–[102], [104]–[106], [110], [118], [123], [128], [132], [136].

Вопросы для обсуждения

1. Назовите общие черты, характерные для методологии исследования всех представителей классической школы.

2. Какие экономические идеи А. Смита были подвергнуты критике в теории Д. Рикардо?

3. Почему А. Смит придавал исключительно важное значение общественному разделению труда в экономическом прогрессе общества?

4. Каким образом принципы оптимального ценообразования в работах П. Буагильбера сочетаются с трудовой теорией стоимости?

5. Почему эксперимент по «справедливым» ценам в Орлеанской провинции, проведенный П. Буагильбером, провалился?

6. Почему Д. Рикардо считал проблему распределения национального дохода между классами главным предметом изучения политэкономии?

7. Какие теоретические концепции Д. Рикардо легли в основу финансовой политики Англии?

8. Каким образом складывающаяся экономическая ситуация в Англии (Франции) XVII–XVIII вв. способствовала развитию экономической теории как науки?

9. В чем теоретические ошибки Ф. Кенэ при составлении модели простого воспроизводства (труд «Экономическая таблица»)?

10. Какие категории были впервые введены в научный оборот физиократией?

11. Каковы рациональные моменты в теории народонаселения
Т. Мальтуса?

12. Теория факторов производства Ж.-Б. Сэя — это развитие или опровержение трудовой теории стоимости?

13. Каким образом практические рекомендации П. Буагильбера по выходу из экономического кризиса сочетаются с трудовой теорией стоимости?

14. Какое место в теории физиократов занимает денежное обращение?

15. В чем суть проблемы дихотомии реального и денежного секторов хозяйства в теориях классиков?

16. Как А. Смит определял закон бумажно-денежного обращения?

17. Почему К. Маркс называл А. Смита «певцом мануфактурного периода»?

18. Каковы противоречия в подходах к пониманию «стоимости» у А. Смита?

Тесты

Выберите один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов.

1. Кто первый разработал модель общественного воспроизводства?

Варианты ответа:

а) К. Маркс;

б) Ф. Кенэ;

в) А. Смит;

г) Ж.-Б. Сэй.

2. Какое из утверждений принадлежит Ж.-Б. Сэю?

Варианты ответа: