История экономических учений: Пособие (программа курса, краткое содержание тем курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету), страница 22

·  преобладание потребления над производством (идеалистический подход);

·  функциональный подход к оценке экономических явлений;

·  использование предельных величин (от фр. marginal — предел) в исследованиях.

Логика методологических установок маржиналистов вела к выделению основной проблемы — проблемы рационального распределения ограниченных ресурсов.

Возникновению маржинализма предшествовали работы математиков-экономистов.

А. Курно впервые определил и изобразил графически функцию спроса. Исследуя теорию полезности, он констатировал, что цена определяется как полезностью товара, так и покупательной способностью. Рассматривая закономерности ценообразования в различных рыночных режимах, А. Курно поставил проблему максимизации прибыли монополий, используя понятия предельного дохода и предельных издержек. Он также заложил основы теории дуополий. Согласно ей, конкуренция основана на том, что покупатели назначают цены, а продавцы приспосабливают объем выпускаемой ими продукции к назначенным ценам. При этом один из дуополистов самостоятельно оценивает функцию спроса на продукцию и устанавливает ее объем, предназанченный к продаже, при допущении, что объем продукции, выпускаемый его конкурентом, остается неизменным. А. Курно также рассматривал проблему ценообразования на рынке совершенной конкуренции.

Герман Генрих Госсен (1810–1858 гг.) попытался установить законы общего экономического равновесия на основе принципа гедонизма, которые действуют в условиях совершенной конкуренции, и определенных социальных условий, гарантированных государством.

Отталкиваясь от утверждения о том, что по мере удовлетворения данной потребности уменьшается наслаждение от потребления каждой последующей единицы однородного блага, Г. Госсен формулирует свой «первый закон». В соответствии с ним, формирующаяся структура спроса представляет собой оптимальное с позиции гедонизма сочетание благ, при котором последние единицы разнородных благ оказываются одинаково полезными. Величину предельной полезности Г. Госсен выражает в виде формулы

где W1 — величина предельной полезности;

Р — сумма различных интервалов, в течение каждого из которых потребляется до полного насыщения каждый из наличных видов благ;

Е — сумма времени, которой располагает каждый индивидуум;

r — величина, производная от уровня.

На основании анализа взаимодействия спроса и предложения
Г. Госсен формулирует «второй закон», согласно которому для того, чтобы добиться в жизни максимума наслаждения, человек должен распределить свое время и силы при достижении различного рода наслаждений таким образом, чтобы ценность предельного атома каждого получаемого наслаждения равнялась усталости, которую он испытал в последний момент затраты своей энергии.

Законы, сформулированные Госсеном, будут использованы в маржиналистекой теории.

Различают два этапа «маржиналистской революции».

Первый этап относится к 70–80-м гг. XIX в. и связан с формированием математической школы (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас), второй — к 90-м гг. XIX в. (А. Маршалл, Дж. Б. Кларк) (рис. 1).

 


Рис. 1. Формирование неоклассической экономической теории
на базе маржинализма и микроэкономики

Австрийская школа отразила новые исторические условия, сложившиеся в развитых капиталистических странах в 70-е гг. XIX в., главными из которых являются следующие: появление рынка покупателя, подъем рабочего движения. В противовес классической школе, австрийская школа исследовала также аспект действия закона трудовой стоимости как участие покупателей в формировании общественно необходимого труда. Изучение данной проблемы на более конкретном уровне способствовало введению таких терминов, как «потребитель», «покупатель», «покупка».

Особенностями методологии австрийской школы являются следующие: акцент на уровне микроэкономики, субъективизм, индивидуализм, психологизм, «робинзонада», признание примата обращения и потребления над производством.