История экономических учений: Пособие (программа курса, краткое содержание тем курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету), страница 7

а) труд является главным фактором производства;

б) все факторы равнозначны в создании стоимости товара;

в) в производстве материальных ценностей на первом месте труд, на втором — земля.

3. Что понимал А. Смит под «невидимой рукой»?

Варианты ответа:

а) действие объективных экономических законов;

б) законодательную деятельность государства;

в) субъективную деятельность отдельных хозяйствующих агентов;

г) денежное обращение.

4. Чем определяется у классиков заработная плата?

Варианты ответа:

а) количеством затраченного рабочими труда;

б) величиной прибыли и процента;

в) минимумом средств существования рабочего и его семьи;

г) желаниями капиталистов;

д) величиной национального дохода.

5. Кто из экономистов классической школы утверждал, что труд — это отец богатства, а земля — его мать?

Варианты ответа:

а) Ж.-Б. Сэй;

б) У. Петти;

в) Ф. Кенэ;

г) Д. Рикардо.

6. Кто впервые анализировал такие экономические понятия, как потребительная и меновая стоимость?

Варианты ответа:

а) А. Смит;

б) У. Петти;

в) Ф. Кенэ;

г) Д. Рикардо.

7. Какова зависимость между заработной платой, прибылью и рентой в теории Д. Рикардо?

Варианты ответа:

а) рост заработной платы сокращает прибыль и увеличивает ренту по мере роста населения;

б) рост ренты вызывает рост заработной платы и прибыли;

в) рост ренты вызывает рост заработной платы и сокращение доли прибыли по мере роста населения;

г) нет видимой существенной зависимости;

д) связаны обратной зависимостью только заработная плата и прибыль.

8. Кто впервые исследовал структуру стоимости товара?

Варианты ответа:

а) У. Петти;

б) А. Смит;

в) Д. Рикардо;

г) Ж.-Б. Сэй.

9. Кто впервые обосновал необходимость политики фритредерства на основе концепции относительных преимуществ?

Варианты ответа:

а) П. Буагильбер;

б) А. Смит;

в) Д. Рикардо;

г) Т. Мальтус.

10. Кто из классиков решительно осуждал денежное обращение?

Варианты ответа:

а) П. Буагильбер;

б) Ф. Кенэ;

в) Ж.-Б. Сэй;

г) Т. Мальтус.

Темы рефератов

1. Характеристика социально-экономического положения Англии и Франции в XVII–XVIII вв. как предпосылка зарождения классической школы.

2. Экономические идеи У. Петти в работе «Трактат о налогах и сборах».

3. Анализ воспроизводства в работе «Экономическая таблица»
Ф. Кенэ.

4. А. Смит об общественном разделении труда в книге «Исследование о причинах богатства народов».

5. Основные проблемы, изложенные в работах Д. Рикардо.

6. Учение Д. Рикардо о соотношении заработной платы и прибыли в работе «Начала политической экономии и налогового обложения».

7. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо.

8. Денежная теория Д. Рикардо и его проекты финансовых реформ.

9. Т. Мальтус и его работа «Опыт о законе народонаселения».

Тема 3. Утопический социализм
и пролетарская политическая экономия

Основные понятия: меркантилизм, материализм, утопический социализм, фаланга, коммуны, капитализм, общественно-экономиче-ская формация, деньги как всеобщий эквивалент, деньги как всеобщий капитал, прибавочная стоимость, накопление капитала, простое и расширенное воспроизводство, кругооборот капитала, предпринимательский доход, дифференциальная и абсолютная рента, всеобщий закон капиталистического накопления, социально-экономические отношения, рабочий класс, эксплуатация, наемный труд, абстрактный и конкретный труд, монополия, империализм, переходный период.

План занятия

1. Исторические условия формирования пролетарской политэкономии. Поздний утопизм — методологическая основа пролетарской школы (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).

2. Философские воззрения и методология исследования К. Маркса.

3. Теория стоимости и теория прибавочной стоимости.

4. Теория воспроизводства и экономического роста в марксистской политэкономии.

5. Книга «Капитал» К. Маркса, ее структура и основные проблемы.