История экономических учений: Пособие (программа курса, краткое содержание тем курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету), страница 13

2. «Представим пустырь. На одном краю — карета, на другом — десять человек. Сигнал — они бегут к карете. Кто же поедет в карете: тот, кто лучше правит? Нет, тот, кто быстрее бегает, кто сумел обогнать, растолкать всех (а ездить он может весьма плохо)». Неэффективность какого механизма распределения прав собственности иллюстрирует данный пример?

Варианты ответа:

а) право первого пользоваться ограниченными ресурсами;

б) свободный обмен правомочиями в условиях высоких трансакционных издержек;

в) отсутствие каких бы то ни было исключений из права доступа к ресурсу;

г) свободный обмен правомочиями при близких к нулю трансакционных издержках.

3. Может ли неграмотный человек действовать рационально?

Варианты ответа:

а) да, так как рациональность может быть обеспечена жизненным опытом, а не только образованием;

б) нет, рациональное поведение требует особых научных знаний.

4. Деятельность профсоюза основана на элементах следующих соглашений: гражданского, рыночного, индустриального и традиционного. О каком варианте этих соглашений идет речь в нижеприведенных случаях?

Варианты ответа:

а) компромисс;

б) касание;

в) экспансия;

г) противостояние.

5. Являются ли экономическим институтом правила дорожного движения?

Варианты ответа:

а) да, так как они являются основами правовой формы;

б) нет, так как правила дорожного движения не являются социальным институтом общества.

6. Является ли иллюстрацией модели неполной рациональности подготовка среднего студента к экзамену?

Варианты ответа:

а) да, так как он не полностью владеет информацией к экзамену;

б) нет, так как объем спрашиваемой информации ограничен перечнем экзаменационных вопросов.

7. Какие понятия были определены Дж. Б. Кларком?

Варианты ответа:

а) потребительская стоимость;

б) зона безразличия;

в) предельная конкуренция;

г) предельный доход;

д) социальный труд;

е) предельные издержки;

ж) предельная потребность;

з) социальный капитал;

и) предельная трудовая стоимость.

8. Какие задачи поставили перед собой институционалисты?

Варианты ответа:

а) доказать неспособность капитализма справиться с внутренними противоречиями;

б) показать ущерб, наносимый обществу монополистическим капиталом;

в) разработать мероприятия по реформированию капитализма;

г) разработать программу перерастания капитализма в социализм;

д) разработать концепцию защиты среднего класса;

е) предотвратить люмпенизацию общества;

ж) доказать необходимость государственного регулирования экономики.

9. Что, по мнению институционалистов, относится к институтам как движущей силе общественного развития?

Варианты ответа:

а) семья;

б) государство;

в) профсоюзы;

г) конкуренция;

д) монополии.

10. Кто из представителей институционализма разработал психологическую теорию экономического развития?

Варианты ответа:

а) Дж. Робинсон;

б) Р. Хайлбронер;

в) Г. Мюрдаль;

г) Дж. Бьюкенен;

д) Дж. Гэлбрейт;

е) Дж. Коммонс;

ж) Р. Коуз;

з) У. К. Митчелл;

и) Дж. Б. Кларк;

к) А. Ноув;

л) Т. Веблен;

м) А. Берли;

н) Г. Минз.

11. Кто из перечисленных представителей институционализма отстаивал необходимость государственного регулирования экономики?

Варианты ответа:

а) Т. Веблен;

б) Дж. Коммонс;

в) У. К. Митчелл;

г) нет правильного ответа.

Темы рефератов

1. Отличия институционального направления от неоклассического.

2. Трактовка Т. Вебленом экономических явлений в труде «Теория праздного класса».

3. Развитие теории циклов в работе У. К. Митчелла «Экономические циклы: проблема и ее постановка».

4. Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса. Правовой аспект в теории стоимости.

5. Научные труды Т. Веблена и преломление в них теории эволюции природы Ч. Дарвина.

6. Неоинституциональное направление, его обшая характеристика.

7. Основные положения теорий трансформации и конвергенции различных экономических систем.