Роль комплексного анализа в управлении. Анализ объема производства и продаж продукции (работ, услуг) и его роль в управлении организацией. Анализ обеспеченности организации основными средствами, анализ движения и технического состояния основных средств. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой (реализуемой) продукции, анализ качества и конкурентоспособности продукции, страница 6

Последовательность расчетов:

1)  определяют удельные веса объема выпуска продукции за каждую декаду в месячном объеме и сравнивают фактические значения с плановыми;

2)  рассчитывают коэффициент ритмичности (Кр), как отношение суммы фактических значений в пределах план к плановому объему производства:

∑Кр = Qi факт/пл / ∑Qi пл

где Qi пл - выпуск продукции за i-ю декаду по плану;

Qi факт/пл - фактический выпуск продукции за i-ю декаду, но не выше планового значения.

3)         определяют резерв выпуска продукции при условии ритмичности работы организации (Qпл - Qфакг/пл).

4)         выясняют причины неритмичной работы организации, которыми могут быть недостатки в организации материально-технического снабжения, в организации производства, нарушения технологии и режима работы оборудования и др.

2-й способ: оценка ритмичности выпуска продукции производится по показателю, характеризующему равномерность выпуска продукции по декадам, месяцам, кварталам. В этом случае допускается перевыполнение плана, но оно должно быть равномерным по всем декадам, месяцам, кварталам. То есть в фактическом объеме выпуска продукции, например, за месяц должны сохраниться плановые удельные веса каждой декады в нем.

1)  рассчитывают выпуск продукции по декадам, исходя их фактического объема и плановой структуры, для этого объем выпуска по плану в каждую декаду умножают на процент выполнения плана по выпуску продукции за месяц и делят на 100;

2)  находят отклонение фактического выпуска от выпуска при плановой структуре и определяют среднее квадратическое отклонение (д) по формуле:

δ = √ ∑δ2/n

где δ2 – дисперсия признака

n – число вариантов.

Определяют коэффициент вариации (V) по формуле:

V = δ / х * 100%

Где х – средний выпуск продукции за декаду по плану.

Коэффициент вариации означает отклонение фактического выпуска продукции от графика.

3)    рассчитывают коэффициент ритмичности:

Кр = 100% - V

4) определяют влияние неритмичной работы предприятия на выпуск продукции (∆ТП):

∆ТП = ТПпл х V : 100

Ритмичность производства оказывает влияние не только на объем выпуска и продажи продукции, но также на производительность труда, фондоотдачу и другие показатели хозяйственной деятельности организации.

Анализ качества и конкурентоспособности продукции

Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество продукции является одним из факторов, способствующих увеличению выручки от продаж, повышению конкурентоспособности выпущенной продукции, а, следовательно, и конкурентоспособности организации в целом. Таким образом, анализ качества продукции является актуальным для организаций любых отраслей экономики.

Для оценки качества продукции используют:

- обобщающие показатели, которые характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения. Например, удельный вес новой, прогрессивной, снимаемой с производства, сертифицированной и несертифицированной, соответствующей мировым стандартам, экспортируемой продукции в общем объеме выпуска продукции.

В некоторых отраслях используются специфические показатели качества продукции. Например, в отраслях где продукция различается по сортам, для анализа используют такие показатели качества, как удельный вес продукции высшего сорта в общем объеме выпуска продукции и коэффициент сортности.

В ряде отраслей (рыбная, кондитерская и др.) применяется бальная оценка качества продукции. В ее основе лежит система оценок в баллах, которые начисляются в зависимости от ряда основных параметров продукции. Если оценка качества производится с использованием балльного метода, то в качестве обобщающего показателя используется средневзвешенный балл качества продукции;

индивидуальные (единичные) показатели качества продукции, которые характеризуют одно из ее свойств, таких как полезность, надежность, технологичность, эстетичность и др.;