Роль комплексного анализа в управлении. Анализ объема производства и продаж продукции (работ, услуг) и его роль в управлении организацией. Анализ обеспеченности организации основными средствами, анализ движения и технического состояния основных средств. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой (реализуемой) продукции, анализ качества и конкурентоспособности продукции, страница 28

где СРП — себестоимость проданной продукции, работ услуг (полная или производственная).

Как видно из приведенной факторной модели факторами, влияющими на рентабельность продаж, являются выручка от продажи продукции (работ, услуг) и себестоимость проданной продукции (работ, услуг).

Кроме того, в экономическом анализе для оценки эффективности производственной деятельности используется показатель рентабельности продукции (Рпрод), который определяется как отношение прибыли от продаж продукции (работ, услуг) к себестоимости проданной продукции (работ, услуг), полной или производственной:

Рпрод. = Ппррпх100%.

Дополняет общий анализ рентабельности продаж анализ рентабельности отдельных видов продукции (работ, услуг), которая определяется как отношение прибыли от продаж: конкретного вида продукции к ее продажной цене.

Анализ рентабельности отдельных видов продукции позволяет установить, благодаря каким изделиям получена дополнительная прибыль или недополучена прибыль по сравнению с планом или предыдущим годом. В случае выявления убыточных или малорентабельных изделий необходимо проанализировать причины и принять меры по повышению рентабельности или замены их более рентабельными.

16. Анализ финансовых результатов. Анализ прибыли от продаж.

Анализ финансовых результатов начинают с изучения общей величины доходов и расходов, которые являются базой формирования финансовых результатов организации и показателей, характеризующих общий финансовый результат.

Основными показателями прибыли являются:

1) валовая прибыль (маржинальная прибыль) – разность между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) (без НДС, акцизов) и производственными затратами по проданной продукции (работам, услугам);

2) прибыль от продажи продукции (работ, услуг) – разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами (управленческими и коммерческими) отчетного периода;

3) прибыль до налогообложения (общий финансовый результат до налогообложения) – финансовые результаты от продажи продукции (работ, услуг), доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности и другие прочие доходы и расходы;

4) чистая прибыль – та часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов (с учетом отложенных налоговых активов и обязательств), экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

5) распределенная чистая прибыль – та часть прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу организации или на социальные программы;

6) капитализированная (нераспределенная прибыль) – та часть прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов.

Анализ начинают с оценки уровня и динамики прибыли до налогообложения (или бухгалтерской прибыли) и чистой прибыли организации. Анализ проводится на основе данных формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», в которой содержатся показатели, характеризующие процесс формирования и динамики прибыли организации. Размер чистой прибыли (Пч) определяется общей величиной доходов (Д) и расходов (Р) организации, которые в ходе анализа можно детализировать, выделив доходы и расходы по обычной деятельности (выручка от продажи продукции, работ, услуг (РП) и полная себестоимость проданной продукции работ, услуг (С)); прочие доходы (Дпр) и расходы (Рпр); налог на прибыль (Нпр):

Пч = РА – С + Дпр – Рпр - Нпр._

Наибольшее влияние на уровень прибыли до налогообложения оказывает прибыль от продаж, формирующаяся по результатам операционной деятельности.

В целом прибыль от продаж (Ппр ) продукции определяется по формуле:

Ппр = РП - С,'

где РП — выручка от продажи продукции (работ, услуг);

С — полная себестоимость проданной продукции (работ, услуг), которая складывается из себестоимости проданной продукции (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов.

Выручка от продажи продукции (работ, услуг) и себестоимость проданной продукции (работ, услуг) являются факторами первого порядка, влияющими на уровень и динамику прибыли от продаж.