Роль комплексного анализа в управлении. Анализ объема производства и продаж продукции (работ, услуг) и его роль в управлении организацией. Анализ обеспеченности организации основными средствами, анализ движения и технического состояния основных средств. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой (реализуемой) продукции, анализ качества и конкурентоспособности продукции, страница 34

20. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой (реализуемой) продукции, анализ качества и конкурентоспособности продукции.

Общую оценку динамики и выполнения плана по объему производства и продажи продукции необходимо дополнить анализом динамики и выполнения плана по объему выпуска и продажи продукции в натуральном выражении, по номенклатуре и ассортименту.

Под номенклатурой понимается укрупненный перечень видов продукции, установленных в общероссийском классификаторе продукции, в натуральном выражении, отражаемых отдельной позицией в производственной программе (бизнес-плане). Ассортимент характеризует дальнейшую детализацию перечня продукции в пределах каждой позиции номенклатуры по наименованиям, фасовке, упаковке и т.д. с указанием объема выпуска по каждому виду.

Выполнение плана в натуральном выражении анализируется путем сопоставления фактического выпуска (продажи) продукции по каждому виду с показателями плана и предыдущего года. Выбор конкретного перечня видов продукции,подлежащего тщательному анализу, осуществляется на основе договоров на поставку продукции, государственных заказов на продукцию с учетом отраслевых особенностей развития производства.

Анализ выполнения плана в натуральном выражении и по ассортименту дополняется анализом изменений в ассортименте выпускаемой продукции по годам анализируемого периода.

Для того чтобы количественно оценить изменения ассортимента по сравнению с планом или другой базой, рассчитывают коэффициент ассортиментности, который характеризует соответствие ассортимента фактически выпущенной продукции базовому ассортименту. Для этого по каждому виду продукции фактический выпуск сравнивается с плановым (базовым), в расчет коэффициента ассортиментности принимается фактически выпущенная продукция, но не больше плановой (базовой) величины. Продукция, выработанная сверх плана (сверх базовой величины), а также не включенная в план (не выпускалась в базовом периоде), в расчет коэффициента ассортиментности не принимается.

Коэффициент ассортиментности определяется как отношение стоимости продукции, принятой в счет выполнения плана по ассортименту (засчитанной в счет базового ассортимента), к плановому (базовому) объему производства продукции, умноженное на 100%.

Далее необходимо выявить причины отклонений в выпуске продукции в натуральном выражении и по ассортименту. Они могут быть связаны с проблемами в поставках сырья и основных материалов, нехваткой рабочей силы, плохим состоянием оборудования и низким качеством ремонта оборудования, недостатками в организации производства и системе управления, другими причинами.

Анализ выполнения плана по ассортименту и ассортиментной политики организации за длительный период времени может проводиться на основании показателей выпуска (продажи) продукции не только в натуральном (условно-натуральном, единицах трудоемкости), но и в стоимостном выражении. В тех случаях, когда виды продукции имеют различные единицы измерения, анализ ассортимента проводится только в стоимостном выражении.

Неравномерное изменение объема производства (продаж) по отдельным видам продукции по сравнению с планом и в динамике приводит к структурным сдвигам в составе продукции. Сдвиги в структуре продукции влияют на изменение обобщающих показателей деятельности организации - объема выпуска и продажи продукции, производительности труда, себестоимости, прибыли и т.д.

Анализ изменения в структуре выпущенной продукции по сравнению с базой (планом, предыдущим годом или др. базой сравнения) проводится в следующей последователь­ности (на примере анализа выполнения плана по структуре Ш.1 пущенной продукции):

1)         фактический выпуск продукции пересчитывается на плановую структуру, для этого выпуск продукции по плану по каждому наименованию умножается на процент выполнения плана по продукции в целом и делится на 100%;

2)         затем фактический выпуск каждого вида продукции сравнивается с полученным при пересчете результатом. В выполнение плана по структуре зачисляется сумма, не превышающая пересчитанные плановые показатели. Выпуск продукции, не предусмотренный планом, в расчет выполнения плана по структуре не принимается;